«Верный воинской присяге…»
Спустя почти 70 лет после окончания Великой Отечественной войны главный технолог Жлобинского вагонного депо Сергей Карандеев нашел могилу своего прадеда в Германии. Благодаря помощи неравнодушных людей узнал о его героической судьбе, прочитал последнее письмо, дошедшее до адресата спустя десятки лет.
«Здравствуйте, дорогие мои родные мама, Нюра и сыны Сережа и Миша, сестрицы Шура и Нина. Шлю вам свой горячо любящий привет и желаю быть здоровыми. Еще передайте привет сестрице Марии, крестнику Ване и зятю Василию…
А теперь спешу сообщить о том, что я пока жив и здоров, нахожусь в Красной армии на территории проклятой Германии. Вы, наверно, меня давно считаете погибшим, но я еще жив… Я долго не писал, но об этом узнаете позже, когда кончится война, а сейчас, чтоб описать мое похождение за три года с половиной, не хватит бумаги…
Напишите, кто из вас жив, а если кто умер или немцы убили, то не скрывайте, потому что я привык к ужасам, и у меня еще больше появится злобы к врагу, и я еще больше буду стараться отомстить гадам…
Остаюсь жив, известный вам – Степан Семенович Карандеев».
– Эти строки прадед написал 12 марта 1945 года, а 14 апреля, совсем немного не дожив до долгожданной Победы, погиб на подступах к Берлину, – рассказывает Сергей Степанович.
О том, что в семье Карандеевых был фронтовик, участник Великой Отечественной, Сергей Степанович знал с детства. Прадед Степан Семенович родился в 1906 году в деревне Олень Дедиловского (ныне Киреевского) района Тульской области. До войны работал на шахте. Шахтерам во время войны оставляли бронь, не призывали на фронт. Однако Степан Карандеев уже через несколько дней после начала Великой Отечественной добился, чтобы его отправили на передовую. Он был командиром артиллерийской батареи. Осенью 41-го на него пришла первая похоронка… Почему первая? Потому что родные получали ее трижды. Но где и когда конкретно погиб Степан Семенович было неизвестно. И по всем официальным данным он числился пропавшим без вести.
– Поиски начал внук Степана Семеновича, мой дядя Борис Карандеев, – продолжает Сергей Степанович. – Позже к процессу присоединился и я.
Задумав осуществить свое желание, они даже не предполагали, что потребуется доказывать родство. С этим возникло немало проблем, поскольку старые документы были не в идеальном порядке.
С чего же начинать раскручивать огромный клубок событий многолетней давности? Решили отправить запросы в военные архивы, различные ведомства. На поиски могилы прадеда ушло немало времени. Часто приходили ответы: «Данными не располагаем» или «В списках не значится». Но потомки Степана Семеновича не отчаивались и продолжали искать.
Писали в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации в Подольске, Российский Красный Крест, а потом ждали ответа от Германского Красного Креста, подтверждающего место захоронения прадеда. В нем говорилось, что в списках похороненных в братской могиле на советском военном кладбище в центре Лечина, расположенного недалеко от Франкфурта-на-Одере, числится Степан Семенович, 1906 года рождения, погибший 14 апреля 1945 года, но по фамилии Карондаев.
Появились сомнения: тот ли это человек? Почти три года узнавали, уточняли, искали… Оказалось, что в неправильно написанной фамилии виноват человеческий фактор: из-за большого количества погибших, конечно же, случались ошибки.
Все сомнения развеял документ из Дедиловского военкомата: «Прошу известить Карандееву Анну Ивановну, что ее муж, Карандеев Степан Семенович, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, погиб 14 апреля 1945 года и похоронен с отданием воинских почестей в братской могиле в центре Лечина (Германия) на Красноармейском кладбище»…
Произошло это на последнем рубеже перед взятием Берлина – на Зееловских высотах. В жесточайшем сражении здесь сошлись немалые силы. Естественное возвышение местности фашисты укрепляли в течение двух лет. Например, противотанковый ров перед высотами имел глубину 3 метра, ширину – 3,5. Гитлеровцы отчаянно сопротивлялись. Все подступы заминировали и простреливали. Бои здесь были особенно тяжелыми и кровопролитными, а потери с обеих сторон – многочисленными.
– Разузнав точное местоположение кладбища, заручившись поддержкой и помощью немецких специалистов и уладив все формальности с документами, дядя отправился в путь, – продолжает Сергей Степанович. – На своем автомобиле вместе с мужем сестры он проехал две тысячи километров и 14 апреля 2014 года стоял у братской могилы, в которой захоронен прадед. Побывал в расположенном рядом музее, где рассказывается история сражения, осмотрел весь комплекс, включающий еще и величественный памятник советским воинам.
А 9 мая 2015 года с портретом Степана Семеновича Карандеева прошел в составе «Бессмертного полка» в праздничной колонне. В нынешнем году могилу прадеда собираюсь посетить и я. Спасибо всем, кто занимается этой тяжелой, но нужной работой. Огромная благодарность и специалистам из Германии, которые помогли восстановить место, где погиб и покоится наш прадед.
Беседовала Лидия СЕРГЕЕВА