Лента времени: 15 — 21 мая

Признали смутным временем

50 лет назад на заседании Политбюро ЦК Компартии Китая было принято решение о развертывании в Китае «культурной революции».

«Хотя буржуазия уже свергнута, она тем не менее пытается с помощью эксплуататорской старой идеологии, старой культуры, старых нравов и старых обычаев разложить массы, завоевать сердца людей, усиленно стремится к своей цели – осуществлению реставрации. В противовес буржуазии пролетариат на любой ее вызов в области идеологии должен отвечать сокрушительным ударом и с помощью пролетарской новой идеологии, новой культуры, новых нравов и новых обычаев изменять духовный облик всего общества», – говорилось в постановлении.
От «культурной революции» пострадали около 100 млн. человек. Она привела к широкомасштабным репрессиям против интеллигенции и общественных организаций, нанесла колоссальный урон культуре и образованию, уничтожила многие памятники под лозунгом борьбы с феодальными нравами и традициями, изменила внешнеполитический курс и резко усилила антисоветскую пропаганду в стране. Ошибки официально признали только после смерти Мао Цзэдуна. В решении Центрального комитета компартии в 1981 году говорилось: «Культурная революция» не была и не может быть революцией или социальным прогрессом в каком бы то ни было смысле. Она была смутой, вызванной сверху по вине руководителя и использованной контрреволюционными группировками, смутой, которая принесла серьезные бедствия партии, государству и всему многонациональному народу».


Кадр из фильма "Неуправляемый"

Кадр из фильма «Неуправляемый»

Догнать и остановить

15 лет назад в американском штате Огайо в путь отправился «поезд-беглец».

Он состоял из тепловоза и 47 вагонов, из которых 22 были гружеными. Локомотив совершал маневры, когда машинист, находясь в кабине, обратил внимание на неправильное положение стрелки. Притормозив состав до 13 км/ч, он решил спрыгнуть с поезда, перевести стрелку и вновь забраться в локомотив. Однако когда железнодорожник оказался на насыпи, он обнаружил, что поезд стал набирать ход. Машинист попытался вернуться в кабину, но не сумел удержаться на мокрых от дождя поручнях и поезд отправился в самостоятельное путешествие. Особую опасность представляло нахождение в составе двух цистерн с жидким фенолом. Крушение поезда могло привести к разливу этого особо сильного токсина. Началась самая настоящая погоня, в ходе которой были предприняты попытки остановить поезд путем внешнего торможения, заскочить в кабину локомотива, однако все они закончились неудачей. Спустя некоторое время диспетчеры остановили другой грузовой поезд, следовавший навстречу «беглецу». Опытная локомотивная бригада получила команду отцепиться от своего состава и отправиться в погоню. Машинисту и его помощнику удалось прицепиться и притормозить поезд. После этого один из железнодорожников смог проникнуть в кабину локомотива и окончательно остановить состав. «Поезд-беглец» менее чем за два часа покрыл расстояние в 106 км, а на некоторых участках его скорость достигала 76 км/ч. Спустя девять лет на основе данного происшествия был снят фильм-катастрофа «Неуправляемый».


1280px-Simplontunnel01Разрушили горы

110 лет назад в Альпах открылось движение поездов по Симплонскому тоннелю, который более полувека являлся самым протяженным в мире.

Генеральным подрядчиком строительства объекта длиной без малого 20 км была немецкая компания, которая задействовала около 3 тыс. специалистов, преимущественно итальянцев. 67 из них погибли на работах, многие умерли позже от последствий тяжелых условий труда. Им приходилось бороться с грунтовыми водами и недостатком кислорода. Внутри тоннеля температура воздуха местами доходила до 570 по Цельсию. На глубине 2 км было немало радиоактивных элементов, в первую очередь – радия, который «разогревал» горные породы. Сегодня пассажиры проносящихся через тоннель поездов дискомфорта не ощущают, но во время строительства это очень затрудняло производство работ. Чтобы снизить температуру, в штольни заливали холодную воду. Работы по возведению тоннеля затянулись на 7,5 лет, за это время несколько раз объявлялись забастовки, а к ликвидации протестов привлекали швейцарскую армию. Позднее Максим Горький отдал должное строителям Симплонского тоннеля в своем одноименном рассказе. В этом произведении писатель преклоняется перед человеком труда, который своими руками разрушил горы. При строительстве этого объекта применялись самые современные на тот момент технологии. Параллельно основному тоннелю был проведен вспомогательный, который обеспечивал вентиляцию. Позднее он был расширен для прокладки второго пути. Долгие годы через него следовал знаменитый поезд «Восточный экспресс», перевозивший пассажиров по маршруту Париж – Стамбул. Во время Второй мировой войны оба портала тоннеля (как со швейцарской стороны, так и с итальянской) были заминированы. Немецкие войска планировали взрыв южного портала, однако он был предотвращен благодаря действиям итальянских партизан.


895421_640Впервые на электротяге

135 лет назад в Германии вышел на линию первый в мире трамвай.

К концу XIX века уличное движение в центре Берлина было сильно затруднено, так как население города уже насчитывало более 1 млн. человек. Трамвай был одним из средств, которое могло бы изменить ситуацию. В это время глава электрической компании инженер Вернер фон Сименс выступил с предложением начать строительство пассажирской линии. Весной 1879 года он представил на Берлинской выставке первую в мире электрическую железную дорогу – «электролокомотив» с вагонами. Это изобретение стало сенсацией. Состав из трех вагончиков вмещал 18 пассажиров и двигался со скоростью 7 км/ч. Многие посетители выставки проявили желание совершить поездку в этом удивительном поезде, который двигался «без пара и помощи лошадей». К железным дорогам европейская публика уже успела привыкнуть, но поезд без дымящего паровоза – это удивило многих. Впрочем, отношение к электрификации транспорта у населения все же оставалось настороженным. Сименсу пришлось на собственные деньги строить демонстрационную модель трамвая на электрической тяге. 16 мая 1881 года на окраине Берлина прошел первый в мире электрический трамвай. Так было открыто пассажирское движение на электротяге, что позволило отказаться от традиционной «конки». Трамвай, двигавшийся со скоростью 30 км/ч, за первые три месяца перевез более 12 тыс. пассажиров. Он, как и первый электровоз, двигался от электричества, поступавшего по рельсам. Привычная нам модель с дугой и проводами появилась в 1890 году. Трамвай, как вид пассажирского транспорта, очень быстро распространился по всему миру.


42Рожденный летать

100 лет назад в городе Камышин Саратовской губернии родился легендарный летчик Алексей Маресьев.

В три года он остался без отца, мать одна воспитывала троих сыновей. После окончания школы Алексей получил специальность токаря по металлу. В 1934 году райком комсомола направил его на строительство Комсомольска-на-Амуре. Здесь, без отрыва от производства, Маресьев занимался в аэроклубе. В 1937 году был призван в армию. Окончил Батайское авиационное училище им. Серова. В августе 1941-го был направлен в истребительную авиацию на фронт. В апреле 1942 года самолет Маресьева был подбит, а сам летчик тяжело ранен в ноги. Он совершил вынужденную посадку на занятой немцами территории и восемнадцать суток сначала на покалеченных ногах, а потом ползком пробирался к линии фронта и все-таки добрался к своим. Врачи вынуждены были ампутировать ему обе ноги. Еще в госпитале Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Примером ему служил летчик Первой мировой войны Александр Прокофьев-Северский, который потерял правую ногу, но несмотря на это, вернулся в небо. В феврале 1943 года Маресьев совершил первый после ранения вылет. Добился отправки на фронт и был зачислен в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. 20 июля 1943 года во время воздушного боя он спас жизни двух советских летчиков и сбил два вражеских истребителя. Боевая слава о герое разнеслась по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди которых был и будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.
24 августа 1943 года за этот подвиг Алексею Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Всего за годы войны он совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов противника: четыре – до ранения и семь – после. В мирные годы Маресьева часто приглашали на различные праздничные мероприятия, организовывали встречи со школьниками. Пример его подвига широко использовался для воспитания молодого поколения. Знаменитый летчик умер в мае 2001 года и похоронен в Москве
на Новодевичьем кладбище.


В борьбе за мир и разоружение

95 лет назад в Москве родился ученый и общественный деятель, лауреат Нобелевской премии мира Андрей Сахаров.

Его отец был преподавателем физики и вопрос выбора профессии был предрешен. Начальное образование Андрей Дмитриевич получил дома, а придя в школу в седьмом классе, уже четко двигался по научной стезе. После окончания в 1938 году школы – поступление на физический факультет МГУ, в 1944-м – в аспирантуру Физического института Академии наук. С 1948 года Сахаров в течение двадцати лет работал над созданием советского термоядерного оружия, в частности – проектировал первую советскую водородную бомбу. Об успехе в этом вопросе говорят три звезды Героя Социалистического Труда, орден Ленина, многочисленные научные регалии. Однако в 1960-х годах Сахаров приходит к выводу, что его деятельность аморальна и кощунственна, и решает посвятить себя борьбе за мир и разоружению. Он выступает против реабилитации сталинизма, в защиту писателей и общественных деятелей, находившихся в конфликте с советской властью из-за политических расхождений. К карательным мерам по отношению к Сахарову почти не прибегали, даже когда в 1975-м ему присудили Нобелевскую премию мира. Доставалось в основном его соратникам по диссидентскому движению. Однако в 1980 году, когда он открыто выступил против введения советских войск в Афганистан, его отправили в ссылку в Горький. В этом закрытом для иностранцев городе он провел почти семь лет. Вернувшись в Москву в разгар перестройки, возобновил научную деятельность в Институте физики, а в 1989 году стал народным депутатом. Работал над проектом новой Конституции СССР. Однако завершить задуманное не успел. Андрей Дмитриевич скончался от сердечного приступа в декабре 1989 года.

Яндекс.Метрика