Еще послужит!
Магистраль передала танковый тягач на «Линию Сталина»
Белорусская железная дорога безвозмездно передала гусеничный танковый тягач БТТ благотворительному фонду помощи воинам-интернационалистам «Память Афгана». Эта техника, которая эксплуатировалась в восстановительном поезде на станции Брест, вскоре превратится в настоящий танк КВ-1 времен Великой Отечественной. Машина займет достойное место в историко-культурном комплексе «Линия Сталина».
…На станции Радошковичи в этот солнечный майский день было необычно многолюдно. Причем собравшиеся – отнюдь не пассажиры, ожидающие поезд: железнодорожники передают в музей под открытым небом большой танковый тягач, с 80-х годов прошлого века выполнявший свои задачи в составе восстановительного поезда. Администрация историко-культурного комплекса «Линия Сталина» встречает пополнение с радостью. Ведь ни один музей на территории стран бывшего СССР не обладает редким танком КВ-1, который будет восстановлен на базе полученной техники.
Мощная база
Гусеничный тягач, замерший на железнодорожной платформе, оживает под управлением механика-водителя Дмитрия Труща и аккуратно переезжает на транспортировочную платформу. На автомобиле он будет доставлен в мастерскую комплекса «Линия Сталина». В составе восстановительного поезда тягач использовался для перемещения тяжелых грузов при ликвидации чрезвычайных происшествий на железнодорожном транспорте. С учетом специфики задач он находился в постоянной готовности к работе.
– Этот тягач выпустили в 1944 году. С 1981-го он был в распоряжении нашего предприятия, – рассказывает начальник восстановительного поезда на станции Брест Андрей Жемжицкий. – Он поступил к нам после модернизации на заводе и переделан специально для производства восстановительных работ при ликвидации последствий сходов, аварий, крушений. Такую технику отдавать в какой-то степени жалко. Но сейчас более важно, если она послужит делу воспитания подрастающего поколения. А в перспективе у нас, возможно, появится более современный тягач, приспособленный для выполнения наших задач.
Этот исполин может растаскивать грузы, разбирать завалы и опрокидывать вагоны. Он довольно мощный (520 лошадиных сил), оснащен лебедкой с тяговым усилием 25 тонн, которая может быть увеличена. Тягач находится в абсолютно исправном состоянии и может выполнять свои задачи.
– Отреставрируем, и у нас он также будет на ходу, как и множество другой нашей бронетехники, – не скрывает радостных эмоций директор историко-культурного комплекса «Линия Сталина» Александр Метла.
…И башня с уникальным орудием
Осенью минувшего года в болоте в Сенненском районе Витебской области поисковой группой была обнаружена башня танка КВ-1 с орудием Л-11.
– У нас сразу родилась идея восстановить этот танк в память о легендарном танкисте Зиновии Колобанове, который похоронен в Минске, – рассказывает Александр Метла. – В одном из боев 19 августа 1941 года танковая рота, состоящая из 5 танков КВ-1 под командованием старшего лейтенанта Колобанова, уничтожила 43 немецких танка. 22 машины ликвидировал экипаж, которым командовал Зиновий Колобанов. Они остановили наступление танковой группы на Ленинград. Этот подвиг не получил широкой огласки в силу разных причин. Сейчас у нас появилась возможность восстановить тяжелый танк КВ-1 и напомнить о забытых героях.
Пока извлечь из болота удалось только башню с пушкой, причем не в лучшем состоянии – во время войны корпус танка был уничтожен взорванным боекомплектом. Предстояло найти подходящую базу.
– Мы искали ее даже у соседей – в России. Оказалось, что на нашей железной дороге еще сохранилось несколько экземпляров базы этого уникального танка, которая позволит восстановить корпус под башню, – продолжает Александр Метла. – Обратились с просьбой к начальнику Белорусской железной дороги, и Владимир Морозов оперативно откликнулся, железнодорожники сделали нам такой важный подарок. В течение месяца мы получили тягач. Над ним придется усердно потрудиться нашим белорусским умельцам, но это того стоит!
Планируется, что танк, на котором советские войска дошли до Берлина, будет восстановлен к августу текущего года и займет свое достойное место в экспозиции историко-культурного комплекса «Линия Сталина».
Елена КРАВЕЦ