Полвека на магистрали

Почти пятьдесят лет своей трудовой деятельности Владимир Иванович Степук отдал железнодорожному транспорту. Когда-то начинал помощником машиниста тепловоза на Южном Урале.

82Но большую часть своей жизни – 40 лет – связал с Белорусской магистралью, проработав только в аппарате Управления 33 года, где прошел путь от старшего инженера отдела кадров до заместителя главного инженера дороги – начальника технического отдела. Сегодня он продолжает работать в Главном расчетном информационном центре магистрали.

Владимир Степук родился в сельской семье в деревне Мышанка Петриковского района Гомельской области. Его отец – участник советско-финской и Великой Отечественной войн, в мирное время преподавал математику в местной средней школе. Удостоен Почетной Грамоты Министерства просвещения Белорусской ССР и Республиканского комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений БССР. Мать в Отечественную войну находилась в партизанском отряде, в послевоенное время работала в воинской части, имела поощрения и благодарности. И эту преданность своему делу Владимир унаследовал от своих родителей. Когда он окончил десять классов, мать посоветовала поехать в Гомель и поступить в Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта (в 1965 г.).
Окончив вуз по специальности «тепловозы и тепловозное хозяйство», Степук отправился по направлению на крупнейший в стране Магнитогорский металлургический завод. Работал помощником машиниста маневрового тепловоза.
Службу он проходил в железнодорожных войсках на строительстве линии Тюмень – Сургут. Уволившись в запас, Владимир Степук вернулся на Родину. Приехав в Минск, первое время работал освобожденным секретарем комсомольской организации ГПТУ-34 железнодорожного транспорта, затем около двух лет возглавлял Октябрьскую районную комсомольскую организацию города.
В 1975 году перешел в Управление дороги на должность старшего инженера отдела кадров.
Свою первую награду от начальника дороги – карманные часы с барельефом паровоза – Степук получил за успешную организацию подписки на газету «Железнодорожник Белоруссии», что тоже входило в его обязанности.
Потом пошли новые назначения по службе. В должности заместителя начальника техотдела он осуществлял контроль за внедрением и работой комплексной системы управления качеством продукции на предприятиях дороги. Ее применение дало определенные результаты в повышении качества работ в вагонном, локомотивном и ряде других хозяйств.
В 1984 году Степук стал помощником начальника дороги, в то время – Андрея Андреева. «Работая здесь, – признается он, – я получил возможность расширить свои познания во всех хозяйствах дороги, также и в вопросах экономики».
В 1985 – 1986 годах решением Совета Министров СССР на магистрали проводился Белорусский экономический эксперимент по повышению эффективности работы, значительному ускорению темпов роста производительности труда и денежному стимулированию работников. На то время у железнодорожников страны уровень заработной платы был ниже в сравнении с рядом других отраслей народного хозяйства. Эксперимент и ставил целью поправить их материальное положение. На дороге развернули активную работу по совершенствованию организации труда, внедрялась новая техника и новейшая технология.

Серьезные испытания выпали на железнодорожников после аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года. По решению Республиканской комиссии по ликвидации последствий аварии дорога принимала оперативные меры для вывоза женщин и детей из пострадавших районов Гомельской и Могилевской областей в северные районы Беларуси и за ее пределы. «7 мая, – вспоминает Владимир Иванович, – начальник дороги находился в Бресте, где проводил совещание по итогам комиссионного осмотра хозяйства отделения. Уже вечером, уходя в служебный вагон, он попросил меня связаться с дорожным штабом по чрезвычайным ситуациям и прояснить ситуацию с распространением радиации по нашей территории. Из Управления передали, что уровень радиации пошел на снижение. И хотя это несколько сняло напряжение, подготовка подвижного состава продолжилась».

В начале 1990 года Белорусская железная дорога, как важное звено транзита между странами Европы и Азии, стремилась к увеличению объема перевозок грузов. Для достижения положительного результата в этом вопросе необходимо было ее участие в Международном Союзе железных дорог. Эта организация, созданная еще в 1922 году, преследовала цель унифицировать и совершенствовать технические средства и организацию эксплуатации железных дорог. Основными ее членами тогда было около трех десятков наиболее развитых государств.
Степук уже работал заместителем главного инженера дороги – начальником технического отдела. И руководитель магистрали Степан Шкапич поручил отделу подготовить соответствующие документы для вступления в Международный Союз. И вскоре, на заседании 70-й Генеральной ассамблеи МСЖД, Белорусская дорога стала полноправным членом этой организации.
Еще один важный документ для дороги был принят в 1998 году. Совет Министров республики утвердил Программу развития Белорусской магистрали до 2010 года. «Это была первая государственная программа развития дороги, принятая уже после распада СССР.
А вопросами подготовки документов на представление в Совет Министров наш техотдел занимался вместе с учеными БелГУТа», – вспоминает Владимир Степук.
С 2005 года и в течение четырех лет Владимир Иванович работал первым заместителем начальника службы управления персоналом. В этой должности и завершил свою трудовую деятельность в аппарате Управления дороги. Он награжден знаком «Почетному железнодорожнику», медалью «За трудовое отличие», Грамотой Верховного Совета БССР. Довольный тем, что свою судьбу связал с Белорусской магистралью, Владимир Иванович не сомневается, что полноту жизни дает ему и семья. Ибо, как говорил Лев Толстой, «счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Жена – Тамара Григорьевна – тоже железнодорожница. Она более двадцати лет проработала в Минской дистанции гражданских сооружений. Супруги вырастили сына и дочь. Дождались и четырех внуков. Владимир Иванович улыбается: «Хочется верить в то, что внуки продолжат и умножат добрые дела нашей железнодорожной семьи».

Станислав САВЧЕНКОВ

Яндекс.Метрика