Лента времени: 22 — 28 мая

Ради культурного сплочения

60 лет назад состоялся первый конкурс песни «Евровидение».

В швейцарском городе Лугано помимо хозяев выступили представители 6 стран Европы – Бельгии, Голландии, Италии, Люксембурга, Франции, ФРГ. Победительницей конкурса стала швейцарка Лиз Ассиа. Идея создания музыкального состязания – зрелищной развлекательной программы, которая способствовала бы культурному сплочению стран Европы, – возникла в 1950-х годах и исходила от Европейского Вещательного Союза (ЕВС). Опираясь на опыт фестиваля итальянской эстрадной песни в Сан-Ремо, популярность которого к этому времени уже вышла за пределы Италии, генеральный директор телевидения Швейцарии Марсель Безансон предложил ежегодно проводить общеевропейский конкурс эстрадной песни. Со временем его популярность росла и число стран, желающих принять участие в «Евровидении», также значительно увеличилось. Сегодня это одно из самых ожидаемых событий в музыкальной жизни Европы, собирающий у экранов миллионы телезрителей, в том числе в странах, расположенных далеко за пределами Старого Света. В конкурсе участвуют по одному представителю от каждой из стран – членов ЕВС (солист или группа не более 6 участников). Нет ограничений относительно гражданства исполнителей, но они должны быть старше 16 лет. После выступления всех участников наиболее популярная песня определяется путем голосования. Основная цель – стимулировать авторов на создание оригинальных композиций в области популярной музыки. Всего в конкурсе в разное время принимала участие 51 страна.


0_88264_74cec5c6_XXXLКомедия на все времена

80 лет назад на экраны вышел легендарный фильм «Цирк», который возглавляет список лидеров проката за всю историю советского кино.

25 мая 1936-го Центральный парк культуры и отдыха имени Горького в Москве был оцеплен конной милицией. Здесь должна была состояться премьера новой картины. Все 20 тыс. входных билетов были раскуплены за один день. Зрители и критики приняли фильм восторженно. Сразу же после премьеры ленту объявили решительным успехом рабоче-крестьянского киноискусства. В газете «Правда» писали: «Картина построена в простой, невзыскательной форме, доступной для самых широких кругов зрителей, комедия доносит большие идеи интернациональной солидарности. «Цирк» – умная комедия, адресованная к интеллекту и чувству советского зрителя…» В 1941 году фильм получил Сталинскую премию, а ранее – в 1937-м на Международной выставке в Париже – был удостоен высшей премии Гран-при. Это удивительный случай, когда режиссер Григорий Александров угодил почти всем. В финале оптимистической кинокартины прозвучала ставшая общенародной «Песня о Родине» («Широка страна моя родная»). Сценарий Ильи Ильфа, Евгения Петрова и Валентина Катаева был сильно переделан Александровым, и авторы отказались от своей подписи. В «Цирке» режиссер резко усилил идеологический акцент, поставив во главу угла преимущества советского образа жизни перед западным. Как известно, в основе сюжета – история об американской актрисе Мэрион Диксон, которая с цирковым номером «Полет на Луну» приезжает на гастроли в СССР. Она пользуется огромным успехом у советских зрителей. Но зная некоторые факты ее личной жизни, создатель номера фон Кнейшиц шантажирует и эксплуатирует ее. Руководство советского цирка начинает готовить собственный оригинальный номер, который может по эффектности затмить американский. В итоге Мэрион и ее маленький чернокожий сын находят свою новую Родину и любовь.


Самолет, разработанный французским авиаконструктором Анри Фарманом

Самолет, разработанный французским авиаконструктором Анри Фарманом

Над Комаровским полем

105 лет назад минчане впервые наблюдали полет самолета.

За несколько дней до этого в городских газетах появились объявления: «Авиатор Уточкин над Минском. Полет на собственном аэроплане, сделанном для перелета Москва – Петербург». В Минск экипаж знаменитого пилота Сергея Уточкина прибыл, заручившись поддержкой командира квартировавшей в губернском центре 30-й артиллерийской бригады. Полеты должны были состояться в тогдашних владениях военных – на Комаровском поле, близ которого располагались артиллерийские казармы и склады (рынка в ту пору здесь не было). В назначенный для полетов день 24 мая 1911 года толпы людей и вереницы экипажей двинулись на Комаровку. За зрительские места состоятельные горожане платили один рубль. Народ «попроще» заполнил близлежащие улицы. В компании с молодыми офицерами появился авиатор Уточкин – симпатичный рыжий здоровяк – и, от природы чуть заикаясь, любезно объяснил публике, что летит на самолете французской системы «Фарман», но изготовленном из отечественных деталей. Вес машины – 22 пуда, мотор «Гном» весит около четырех пудов. Весело загремел духовой оркестр, и тут же его перекрыл сердитый треск авиационного двигателя. Аэроплан, словно нехотя, тронулся с места и, покачиваясь, покатился по полю, убыстряя свой бег. Затем плавно оторвался от земли. Минские газетчики отметили замечательное спокойствие, выдержку и уверенность бесстрашного авиатора. С первого же раза он «красиво поднялся в воздух и достиг высоты в 150 метров». Уточкин долетел до Комаровского леса (сейчас это район площади Бангалор) и повернул обратно. Так же умело была сделана посадка. Первое авиашоу в Минске соединилось с еще одним премьерным для города событием. На летном поле появился первый в городе автомобиль скорой помощи, принадлежавший Общине сестер милосердия Красного Креста. Он прибыл из Вены 20 мая 1911 года.


Gnisuk - ____ ____«Инородный» артист

75 лет назад в подмосковном Люблине в семье железнодорожного инженера и учительницы родился советский актер театра и кино Олег Даль.

Он из тех, что не получают премий и званий. Однажды на каком-то концерте его по ошибке назвали народным артистом. Скорее «инородный», – прямо со сцены поправил Даль. Он был актером исключительного дарования, тонко чувствующим малейшую фальшь и не желающим идти на компромисс ни в чем, что касалось искусства. Переходил из театра в театр, срывал съемки, отказывался от ролей, о которых мечтал всю жизнь. За это его называли человеком тяжелым, взбалмошным, невозможным. Идея стать актером пришла к нему после прочтения «Героя нашего времени» Лермонтова – мальчишка загорелся когда-нибудь сыграть Печорина. В 1959 году Олег окончил среднюю школу и поступил в Театральное училище имени Щепкина. Его дебют в кино состоялся в 1962 году в фильме Александра Зархи «Мой младший брат» по повести «Звездный билет» Василия Аксенова. Популярность пришла к Далю после киноленты Наума Бирмана «Хроника пикирующего бомбардировщика», где он создал образ обаятельного и умного стрелка-радиста Жени Соболевского. После этой работы Олега Даля начали приглашать ведущие кинорежиссеры, и с тех пор актер много и успешно снимался и стал настоящим кумиром для многих зрителей. Одновременно со съемками в кино Олег Даль работал в театрах – «Современнике», Ленинградском драматическом театре имени Ленинского комсомола, в Московском театре на Малой Бронной. Учился на режиссерских курсах ВГИКа, но не окончил их. В конце 1970-х после запрета фильма «Отпуск в сентябре» и постоянных отказов известным режиссерам он заработал репутацию опального артиста. А после трагического ухода из жизни Владимира Высоцкого у актера будто включилась программа по самоуничтожению. В то время не проходило и дня, чтобы он не говорил о смерти как о реальной и насущной потребности. Олег Иванович не просто хотел уйти из жизни – он всячески приближал этот момент. О проблемах с алкоголем многие знали, его лечили, кодировали, но он снова срывался. Даль умер незадолго до своего сорокалетия 3 марта 1981 года в Киеве, куда приехал на пробы в кинофильме.


Попытка, ставшая символом

145 лет назад во Франции было разгромлено революционное правительство, вошедшее в историю как Парижская коммуна.

Первая успешная попытка рабочих захватить политическую власть все же закончилась провалом. Коммуна, рожденная в окруженном прусскими войсками городе 18 марта 1871 года, просуществовала всего 72 дня. Революционное правительство заменило постоянную армию вооруженным народом (Национальной гвардией), провозгласило отделение церкви от государства и отменило жалованье священникам. Для чиновников установила ставки, не превышавшие зарплату квалифицированного рабочего. Была создана система светского образования, для ликвидации безработицы возобновлялась работа мастерских, оставленных хозяевами (их передавали кооперативным ассоциациям рабочих). Наряду с определенными достижениями в деятельности Коммуны имелись и серьезные ошибки. Самой существенной из них был отказ от конфискации огромных ценностей (на сумму в 3 млрд. франков), хранившихся во Французском банке. Плюс к тому же функционирование Парижской Коммуны осложнялось серьезными разногласиями между различными политическими группировками, но прежде всего – открытыми уже 2 апреля официальным правительством Адольфа Тьера военными действиями, которые со стороны коммунаров велись крайне неудачно. К середине мая противник подтянул к Парижу стотысячную армию. Помощь ему оказало командование прусских оккупационных войск, отпустив 60 тыс. французских солдат из плена и снабдив их оружием и боеприпасами. Преодолев упорное сопротивление парижан,
21 мая правительственные войска вошли в город и к 28 мая подавили последние очаги сопротивления. Было расстреляно около 30 тыс. человек, остальных предали суду и отправили в ссылки. Парижская Коммуна стала прообразом нового типа государства – социалистического. Как писал в свое время Владимир Ленин, «при всех ошибках Коммуна есть величайший образец величайшего пролетарского движения XIX века».


БезымянныйЗа гранью невозможного

85 лет назад швейцарский физик Огюст Пиккар впервые в истории человечества побывал в стратосфере на высоте 15,8 км.

Изобретатель стратостата и батискафа родился в швейцарском Базеле в семье профессора химии. Он продолжил семейную традицию и окончил Технологический институт в Цюрихе. Занимался научной деятельностью в области геофизики и геохимии. Значительный объем его исследований был посвящен модной в 20-е годы XX века теме радиоактивных свойств изотопов урана. На этом поприще он заслужил международное признание. Однако затем Огюст Пиккар резко изменил род деятельности и разработал уникальный аппарат, который был способен достичь верхних слоев атмосферы. Воздушный шар, поднимавшийся в воздух, был традиционным для аэростатов. Это была наполняемая водородом оболочка диаметром 30 метров. Гондола же стала новым словом в воздухоплавании и была полностью герметичной. Изготовленная из алюминия, она представляла собой шар диаметром 2,1 метра, весивший 732 килограмма. Главной задачей было не столько достижение рекорда высоты полета (хоть он и был установлен), сколько исследование свойств стратосферы – химического состава воздуха, а также интенсивности космического излучения. Для этого снаружи на гондолу установили научные приборы. Первый полет, начавшийся на окраине немецкого города Аугсбурга 27 мая 1931 года, вместе с Пиккаром совершил ассистент Пауль Кипфер. Им удалось достичь высоты 15 781 метр. В последующие годы Пиккар постоянно модернизировал свой аппарат. Всего он совершил 27 полетов, а максимальная высота, на которую смог подняться стратостат, превышала 23 тыс. метров. После Второй мировой войны ученый посвятил себя строительству глубоководных аппаратов. Батискаф его конструкции в январе 1960 года достиг дна в самом глубоком месте на Земле – Марианской впадине. Огюст Пиккар уже был серьезно болен и отправил в опасное путешествие собственного сына. Спустя два года во время похорон гроб с телом изобретателя накрыли национальным флагом, побывавшем на глубине 11 км.

Яндекс.Метрика