В режиме надежности
На всем полигоне Белорусской железной дороги завершены работы по вводу в промышленную эксплуатацию Автоматизированной системы подготовки и выдачи предупреждений (АС ПРЕД). Это позволит усилить безопасность движения и повысить эффективность управления поездной работой.
Об особенностях разработки и эксплуатации данного комплекса рассказала заместитель начальника службы перевозок Наталья Старинская.
– Информационные технологии в организации перевозочного процесса играют важную роль для принятия решений в оперативной работе. Специалисты службы перевозок постоянно участвуют в создании нормативных документов (стандартов предприятий, технологических процессов), служащих основой для разработки автоматизированных систем управления. Развиваются отраслевые автоматизированные системы – ИАС ПУРГП, АСУСС, АС ССП, АС «Окна», внедряются микропроцессорные системы диспетчерской централизации «Неман» с реализацией поездного положения на графике исполненного движения поездов. Кроме того, введен комплекс прикладных программ по автоматизированной разработке нормативного графика движения поездов и другие системы.
Работа по внедрению АС ПРЕД, заказчиком которой является служба перевозок Управления дороги, заняла достаточно долгое время. От постановки задачи, выбора исполнителя до завершения процесса на полигоне магистрали прошло более пяти лет. АС ПРЕД введена в промышленную эксплуатацию на всем полигоне Белорусской железной дороги. Работы закончили в апреле, когда на выдачу предупреждений из данной автоматизированной системы полностью перевели станцию Минск-Пассажирский, которая формирует около 160 – 170 бланков предупреждений в сутки на поезда, отправляемые со станции.
– Наталья Александровна, какие наиболее значимые задачи пришлось решать для достижения поставленной цели?
– Трудности внедрения были связаны прежде всего с тем, что для получения исходных данных (заявок на выдачу предупреждений об особых условиях следования поездов) было необходимо организовать работу по подключению всей дороги к единой сети передачи данных (ЕСПД) линейных подразделений служб пути, сигнализации и связи, электрификации и электроснабжения. Требовалось и обучение оперативных работников этих структур для работы с новым для них функционалом.
Для получения своевременной информации о вводе непредвиденных предупреждений по ограничению скорости движения к АС ПРЕД с использованием мобильных средств связи подключены даже работники дефектоскопных вагонов. С учетом того, что система выдачи предупреждений напрямую связана с обеспечением безопасности движения поездов, были предприняты дополнительные меры по организации ее бесперебойного функционирования и дублирования информации.
Даже выход из строя основного и резервного серверов АС ПРЕД или повреждение ЕСПД не остановят выдачу предупреждений на отправляемые поезда. Специальное программное обеспечение, установленное на рабочих местах выдачи предупреждений, позволит продолжить работу в автономном режиме до восстановления работоспособности сервера или сети передачи данных.
– Почему возникла необходимость во внедрении новой системы?
– На дороге до внедрения данной системы функционировали автономные автоматизированные рабочие места по выдаче предупреждений различных разработчиков. В условиях увеличения количества грузовых поездов дальних назначений и пассажирских, следующих без остановки между областными центрами и столицей, значительно увеличилось количество вводимой информации в АРМ на каждой станции выдачи предупреждений. Кроме того, многократный ручной ввод информации работниками различных подразделений дороги в свои локальные системы не исключал влияния человеческого фактора на качество итогового документа.
Поэтому в рамках Комплексной системы управления поездной работой было принято решение о создании на дороге централизованной базы данных по вводу, обработке и хранению информации о заявках на выдачу (отмену) предупреждений об особых условиях следования поездов. В АС ПРЕД реализованы автоматическое формирование бланка действующих предупреждений при выборе пользователем любого маршрута следования поезда и организация информационного взаимодействия с программно-аппаратным комплексом графика исполненного движения «Неман» (им оснащены рабочие места диспетчеров ЦУПа).
– Представители каких структурных подразделений дороги принимали участие в такой масштабной работе?
– Для внедрения АС ПРЕД были созданы профильные группы в отделениях магистрали, а также временная рабочая группа из представителей причастных служб Управления Белорусской железной дороги и Конструкторско-технического центра. Само внедрение было разбито на несколько этапов. Среди них – обучение оперативного персонала и ввод заявок на выдачу (отмену) предупреждений, описание маршрутов следования поездов и обучение работников станций формированию и выдаче бланков предупреждений формы ДУ-61, разработка нормативной документации, организация информационного обмена с соседними железными дорогами.
Для обеспечения информационного взаимодействия АС ПРЕД с ГИД «Неман» была произведена доработка последнего. Теперь в ЦУПе на рабочем месте поездного диспетчера предупреждения, действующие на его участке, автоматически отображаются на графике исполненного движения. Все рабочие места специалистов станций, отделений, дистанций пути, электроснабжения, сигнализации и связи, диспетчеров ЦУПа подключены к единой централизованной базе заявок на выдачу предупреждений. При таких условиях отпала необходимость в сверке предупреждений станций о выдаче предупреждений с другими участниками организации движения поездов.
Естественно, при тестировании системы и на этапе проведения опытной эксплуатации выявлялись и оперативно устранялись некоторые недочеты – как технологические, так и программные. Разработчики данной системы – Центр защиты информации Белорусской железной дороги и Брестский информационный вычислительный центр по экспортно-импортным перевозкам.
– Какие еще есть резервы для расширения использования новой системы?
– Работа по совершенствованию АС ПРЕД продолжается и после внедрения в промышленную эксплуатацию. Технологией автоматизированного учета предупреждений на Белорусской железной дороге предусмотрено информационное взаимодействие с аналогичными системами, которые используются железнодорожными администрациями сопредельных стран. Специалистами службы информационных технологий были организованы мероприятия по разработке и утверждению технологии взаимодействия в части информационного обмена заявками на выдачу предупреждений с использованием автоматизированных систем.
Совершенствуется программное обеспечение для реализации обмена заявками с Литвой и Латвией. В планах – интеграция с аналогичными системами, применяемыми в России и Украине. Также разрабатываются выходные решения АС ПРЕД, необходимые для анализа факторов, влияющих на скорость движения поездов.
Хочется поблагодарить всех причастных работников Белорусской железной дороги за проделанную кропотливую работу. Создание единой централизованной базы предупреждений в перспективе, возможно, позволит передавать на бортовой компьютер машиниста сведения об особых условиях следования поездов на участках нашей магистрали.
Руслан АНАНЬЕВ