Лента времени: 29 мая — 4 июня
От дощечек до первой рекламы
385 лет назад во Франции вышло в свет издание, благодаря которому слово «газета» вошло во многие европейские языки.
Историки считают, что предшественники газет появились еще в эпоху античности в Древнем Риме. Это были деревянные дощечки, на которых от руки переписывали хронику событий, произошедших в городе и мире. Они назывались «Ежедневные дела римского народа» и вывешивались на площадях, а политикам и знатным горожанам доставлялись лично. На протяжении последующих столетий формат новостных изданий практически не изменился, вплоть до изобретения в Германии в середине XV века печатного пресса, позволившего размножать текст, не прибегая к услугам переписчиков. Но эти издания в связи с неразвитостью печатных технологий оставались весьма дорогим атрибутом жизни аристократии и богатых торговцев. Современный облик газеты начали приобретать в начале XVII века, но еще не имели этого названия. 30 мая 1631 года был издан первый номер официальной французской газеты «La Gazette». Ее издателем стал врач Теофраст Ренодо, получивший патент на распространение новостей по территории Франции, а само название произошло от наименования мелкой итальянской монеты (gazetta), которой в XVI веке венецианцы платили за рукописный листок новостей. Кроме того, Ренодо первым стал размещать в газете на платной основе частные объявления, то есть рекламу.
Символ мужества
180 лет назад был заложен первый камень Брестской крепости.
Цитадель решили строить прямо в городской черте. Старые здания снесли, лишь некоторые культовые сооружения – монастыри и церкви – приспособили для нужд гарнизона. А в двух километрах от крепостной ограды был возведен новый город. В апреле 1842 года Брест-Литовская крепость вступила в число действующих крепостей 1-го класса Российской империи. Она состояла из цитадели, расположенной на острове, и трех обширных укреплений, образующих главную крепостную ограду с трех направлений: Волынского (с юга), Тереспольского (с запада), Кобринского (с востока и севера). В дальнейшем крепость неоднократно реконструировалась, но стремительное развитие артиллерии существенно снижало ее оборонный потенциал. Фактически к началу Великой Отечественной войны она уже утратила в глазах военных стратегическое значение. Объекты комплекса служили в первую очередь для размещения личного состава. Операция немцев по захвату крепости была начата мощной артиллерийской подготовкой, разрушившей значительную часть строений, уничтожившей большое число бойцов гарнизона. Несмотря на провал быстрого штурма, за 22 июня 1941 года силам вермахта удалось взять крепость в кольцо блокады. В последующие дни противник упорно стремился занять Центральный остров, но встречал организованный отпор гарнизона цитадели. Немцы применяли зажигательные боеприпасы и слезоточивый газ. Не менее опасной для советских солдат оказалась катастрофическая нехватка воды и пищи. К началу июля после мощных артиллерийских обстрелов гитлеровцам все-таки удалось уничтожить главный очаг сопротивления. Однако отдельные группы бойцов до начала августа 1941-го продолжали борьбу с врагом. К этому времени линия фронта уже была под Смоленском – почти в 700 км от Бреста. В сентябре 1971 года был открыт мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой». В едином архитектурно-художественном ансамбле мемориала, увековечившего подвиг советских солдат, представлены руины старой крепости, места боев, монументальные скульптурные композиции.
Генералов отдали под суд
70 лет назад в СССР началось следствие по знаменитому «трофейному делу».
Эта кампания органов госбезопасности, начатая по личному указанию Иосифа Сталина, была призвана выявить злоупотребления среди генералитета, но, по мнению многих историков, это был повод дискредитировать маршала Георгия Жукова. За короткий срок были собраны свидетельства, что знаменитый полководец вывез из Германии большое количество мебели, посуды, оружия, произведений искусства, драгоценностей и другое трофейное имущество для своего личного пользования. 4 июня 1946 года началось следствие по данному делу. А дальше последовали массовые аресты генералов и офицеров, близких к Жукову. Из них «выколачивали» признательные показания. Фигурантами «трофейного дела» (помимо Георгия Константиновича) стали еще 12 крупных военачальников. В итоге они получили от 10 до 25 лет лагерей, а маршал Григорий Кулик и генералы Василий Гордов и Филипп Рыбальченко и вовсе были расстреляны. Сам Жуков пострадал меньше всех: его сняли с должности Главнокомандующего сухопутных войск СССР и «сослали» из Москвы командовать войсками Одесского военного округа, а затем – Уральского. Но способ «уничтожения» выбрали правильный: героя войны унизили в глазах народа и заставили оправдываться в мародерстве. Лишь после смерти Сталина всех реабилитировали, заключенных отпустили, а Жукова вернули из политического «изгнания» – в марте 1953 года он был назначен на должность первого заместителя министра обороны СССР. В декабре 1954-го состоялся суд над министром госбезопасности Виктором Абакумовым и несколькими следователями, фабриковавшими под его руководством дела, в том числе и «трофейное». В своем последнем слове на суде, накануне расстрела, Абакумов настаивал: «Я ничего не делал сам. Сталиным давались указания, а я их выполнял».
Начинали с малого
70 лет назад принято постановление Совета Министров СССР о строительстве Минского тракторного завода.
Согласно документу, проектная мощность предприятия составляла 50 гусеничных тракторов в сутки с дизель-моторами в 37 лошадиных сил. Возведение завода было объявлено всесоюзной ударной стройкой. Первой его продукцией стал пусковой двигатель, а производство тракторов началось с гусеничных машин. В 1953 году с конвейера вышел трактор на пневматических шинах, что и определило дальнейшую специализацию предприятия. В 1972-м, спустя 19 лет, здесь собрали уже миллионный трактор, после чего был сделан упор на экспорт, уже к середине 70-х в десятки стран мира поставлялось около 20 тыс. этих сельхозмашин ежегодно. К тому моменту в серийное производство был запущен трактор МТЗ-80, который стал одним из самых популярных в мире. В 1995-м на предприятии уже перешагнули трехмиллионную отметку по сборке тракторов «Беларус». Сегодня МТЗ является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники на планете, здесь работает более 17 тыс. человек. ОАО «Минский тракторный завод» ведет активную деятельность на рынках более чем 60 государств и имеет сборочные производства в различных уголках планеты.
По оценкам специалистов, каждый десятый трактор в мире собран в Беларуси.
Блондинка на все времена
90 лет назад в Лос-Анджелесе родилась американская киноактриса и певица Мэрилин Монро.
Девочка, настоящее имя которой Норма Джин Бейкер, воспитывалась в приемной семье и рано окунулась во взрослую жизнь. В июне 1942 года в возрасте 16 лет она выходит замуж и бросает школу. Через год после свадьбы супруг нанимается в торговый флот, а сама Норма устраивается работать на авиационный завод. На этом первый брак будущей звезды заканчивается.
В 1944 году восемнадцатилетняя Норма Джин получает свой первый гонорар, выступая в роли фотомодели (5 долларов в час). В марте 1948-го уже под именем Мэрилин Монро подписала свой первый контракт на шесть месяцев со студией «Коламбиа Пикчерс». После выхода в 1953 году фильмов «Ниагара» и «Джентльмены предпочитают блондинок» за ней прочно закрепился статус звезды и секс-символа. Всего в фильмографии актрисы более 30 ролей. Впрочем, режиссеры видели в Мэрилин только красивую и сексапильную женщину, и никто не хотел видеть в ней актрису. Этим можно объяснить и репертуар фильмов девушки, за которые говорят названия: «Любовное гнездышко», «Давай поженимся», «Мы не женаты», «Можно входить без стука», «Как выйти замуж за миллионера» и так далее. Тем не менее ее снимки в вечерних платьях и без них стали расходиться миллионными тиражами, а в прессе постоянно смаковались подробности личной жизни актрисы. В 1951 году произошло знакомство Мэрилин Монро с будущим президентом США Джоном Кеннеди. Ходили слухи об их романе, но подтверждений им нет. В январе 1954-го Монро снова вышла замуж. На сей раз ее мужем стал Джо Ди Маджо – звезда американского бейсбола. Но брак продлился недолго – всего 9 месяцев. В марте этого же года Мэрилин получает награду «Самая популярная актриса». В 1956-м она регистрирует очередной брак. Третьим и последним ее мужем стал драматург Артур Миллер. Это был самый продолжительный союз – четыре с половиной года. Жизнь актрисы оборвалась в ночь на 5 августа 1962 года. Она скончалась в возрасте 36 лет от смертельной дозы снотворного. К этому моменту фильмы с ее участием собрали более 200 млн. долларов – баснословная сумма по тем временам.
Великий сибирский путь
125 лет назад началось строительство Транссибирской магистрали.
Еще в 1857 году генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский поставил вопрос о строительстве железной дороги на сибирских окраинах Российской империи. В 50 – 70-х годах XIX века специалисты разработали ряд новых проектов, но все они не нашли поддержки у правительства. Только 29 марта 1891 года российский император Александр III подписал рескрипт, где говорилось: «Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дарами природы Сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений». Работы начались через два месяца, когда в торжественной обстановке 31 мая 1891 года близ Владивостока состоялась церемония закладки магистрали, и совершен молебен по этому случаю с участием наследника престола Российской империи – цесаревича Николая Александровича. Будущий император Николай II при большом скоплении народа собственноручно отвез тачку земли на полотно дороги. Великий сибирский путь был введен в эксплуатацию в июле 1903 года. Начальным пунктом Транссибирской магистрали является Ярославский вокзал в Москве, конечным – железнодорожный вокзал во Владивостоке. Дорога проходит по территориям 14 областей России, трех краев, двух автономных республик, одной автономной области и одного автономного округа. На маршруте Транссиба – 87 городов, он пересекает 16 крупнейших рек, а общая его протяженность по главному пассажирскому ходу составляет 9288 км.