Лента времени: 5 — 11 июня

По хлебному маршруту

150 лет назад был открыт для движения первый участок Динабурго-Витебской железной дороги.

Это вторая стальная магистраль, которая прошла по территории современной Беларуси. Разрешение царского правительства на сооружение линии было получено в 1863 году. Динабурго-Витебская железная дорога должна была стать продолжением уже строившейся Рижско-Динабургской линии и дополнением к находившейся в проекте Орловско-Витебской дороге. Таким образом, создавался путь из хлебородных губерний к главному незамерзающему российскому порту на Балтике. Динабурго-Витебская железная дорога строилась и эксплуатировалась иностранным обществом, правление которого находилось в Лондоне. В истории железнодорожного строительства в Российской империи это уникальный случай. Акционерам были даны немыслимые по тем временам льготы. Правительство, в частности, гарантировало 5% прибыльность на весь акционерный капитал и обязалось выплачивать дивиденды вне зависимости от экономических показателей общества до 1951 года. Льготы подстегнули инвесторов, и дорога была построена очень быстро. Первый 151-километровый участок до Полоцка сдали
5 июня 1866-го, а в октябре того же года правительственная комиссия торжественно принимала 95-километровый от Полоцка до Витебска. К слову, дорога прибыли не приносила и в 1894 году была выкуплена в казну. К сожалению, иностранные инженеры не обременяли себя поиском лучших технических решений при строительстве. Примером этому может служить конечная станция Витебск. В период ее проектирования было известно, что железнодорожную линию продолжат, однако станцию расположили так, что она стала заездной, то есть все транзитные поезда должны были менять направление следования. Но ремесленный Витебск, который имел небольшие промышленные предприятия, с вводом железной дороги получил мощный толчок к развитию.


19431Сервис на уровне

85 лет назад между Москвой и Ленинградом начал курсировать первый в СССР фирменный поезд «Красная стрела».

Он отправился с Московского вокзала города на Неве 10 июня 1931 года в 1 час 30 минут и прибыл в Москву на Ленинградский вокзал в тот же день в 11 часов 20 минут. Средняя скорость по тем временам была рекордной – 69,8 км/ч, а в состав входили 12 деревянных вагонов, в том числе и СВ (впервые в истории). В обычном купейном вагоне сняли верхние полки и на их место повесили зеркала и красивые светильники. Вскоре оборудование и внутреннее убранство поезда ни в чем не уступало зарубежным аналогам и даже превосходило их. Сервис также был на уровне. Впервые пассажирам в пути предоставлялись шашки, шахматы и другие настольные игры. В поезде работали буфеты, где можно было заказать ужин с доставкой в купе. Для удобства пассажиров в одном из вагонов оборудовали телефонный переговорный пункт, с которого во время стоянки на станциях Бологое, Окуловка и Малая Вишера можно было позвонить. Вначале вагоны «Красной стрелы» были синего цвета. Привычный красный они приобрели лишь в 1962 году. 24 июня 1941 года, после начала Великой Отечественной войны, регулярное движение поезда вынуждены были прервать и возобновили его в марте 1944-го. Сегодня на поезде «Красная стрела» расстояние в 650 км от Москвы до Санкт-Петербурга пассажиры преодолевают за 8,5 часа, что намного дольше, чем на высокоскоростном электропоезде «Сапсан», который проходит этот маршрут за 3 часа 50 минут. Но пассажиры первого фирменного поезда, как и десятилетия назад, скорости предпочитают комфорт.


Назвали новой чумой

35 лет назад американский Центр контроля над заболеваниями зарегистрировал новое заболевание – СПИД.

«Чума ХХ века» была впервые обнаружена в 1981 году в США. Врачей обеспокоило резкое возрастание количества пневмоний у молодых людей, что было вызвано пневмоцистой – микроорганизмом, который обычно не вызывает воспалительных процессов. 5 июня 1981 года американский ученый из Центра контроля над заболеваниями Майкл Готлиб впервые описал новый вирус, глубоко поражающий иммунную систему человека. Путем тщательных анализов исследователи определили существование неизвестного доселе синдрома, который в 1982-м получил название – синдром приобретенного иммунодефицита.
В 1983 году французские ученые впервые выделили из лимфатического узла больного вирус. Были установлены и пути заражения ВИЧ: половой (является доминирующим), при внутривенном введении наркотиков и передача от инфицированной матери ребенку. Бурный рост инфицирования начался с 1995 года. Медики и ученые пока что не нашли способ полностью вылечить болезнь. Сегодня в мире применяется более 10 препаратов, позволяющих улучшить самочувствие больных ВИЧ-инфекцией и продлить им жизнь. Ежегодно 1 декабря отмечается Всемирный день борьбы со СПИДом.


n37_11Рукотворное море

60 лет назад официально открылось Заславское водохранилище.

На протяжении долгих лет Минск страдал от наводнений. По весне, а иногда и осенью, Свислочь выходила из берегов и затапливала почти треть территории города. Водой полностью покрывались Татарские огороды (сейчас это район проспекта Победителей) и нижняя часть парка имени Максима Горького. А сильнейший паводок 1931 года привел к человеческим жертвам.
С наводнениями нужно было покончить раз и навсегда. Кроме того, минчане завидовали городам с большими реками. Ведь в нашей столице купаться можно было только в не очень пригодной для этого Свислочи. Идея создания руко-
творного моря возникла еще в конце 30-х годов прошлого века. Однако началась Великая Отечественная война и к строительству водохранилища приступили только в 1953-м. Причем на сей раз решили возвести и гидроэлектростанцию. Она, к слову, работает и сейчас, при этом часть электроэнергии подается в столицу. Были затоплены торфозавод и небольшая деревня на 50 дворов, которую «перенесли» ближе к Ждановичам. После Вилейского водохранилища Минское море – второй по величине искусственный водоем Беларуси. Площадь его зеркала составляет 31 км², длина береговой линии – 55 км, а наибольшая глубина – около 8 метров. На Заславском водохранилище имеется филиал Белорусского речного пароходства. Осуществляются пассажирские перевозки на теплоходах «Вилия» и «Свислочь». На берегах искусственного озера размещены санаторно-курортный комплекс «Юность», профилактории, базы для рыболовов-любителей, спортбазы, детские оздоровительные лагеря.


0_8b42d_cc4be080_XXXLВозложили на трудящихся

60 лет назад была отменена плата за обучение в старших классах средних школ и вузах.

Вопреки сложившемуся мнению, образование в Советском Союзе не всегда было бесплатным. Официальные документы о введении платы за обучение практически нигде не публиковались, хотя находятся в открытых архивах и не спрятаны за грифом «секретно». Постановление № 638 «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий» было утверждено 26 октября 1940 года. В нем указывалось следующее: «Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет народных комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях на самих трудящихся». Обучение в столичных школах стоило 200 рублей в год, в провинциальных – 150, а за обучение в институте уже приходилось выкладывать 400 – в Москве, Ленинграде и столицах союзных республик, 300 – в других городах. Эти суммы примерно соответствовали средней месячной номинальной заработной плате советских граждан или были несколько выше. Однако многие граждане фактически лишились возможности продолжить образование. Например, на селе тогда вообще денег не получали и работали за трудодни. Благодаря «реформе» количество выпускников старших классов школ, средних специальных учебных заведений и вузов сократилось вдвое. Непопулярное решение отменили только в 1956 году.


george_stephensonПионер во многих начинаниях

235 лет назад родился английский инженер-механик Джордж Стефенсон.

Будущий изобретатель появился на свет в местечке Уилэм на северо-востоке Англии. Его детство прошло возле деревянной колейной дороги для вывоза угля. Работать Джордж начал рано – с восьми лет. Читать и писать научился уже совершеннолетним, занимаясь самообразованием, получил специальность механика по паровым машинам. В 1802 году он стал машинистом угольной шахты. В 1812-м Джордж Стефенсон назначен главным механиком угольных копей. В 1814 году он спроектировал свой первый локомотив для буксировки вагонеток с углем. В последующие пять лет были построены еще 16. В 1815-м инженер разработал лампу оригинальной конструкции для рудников, «Лампу Джорджи». С 1820 года он участвовал в проектировании и строительстве 13-километровой железной дороги от угольной шахты Хэттон до Сандерленда, а в 1823-м основал первый в мире паровозный завод. Выбранная им ширина колеи
рельсового пути, равная 1435 мм, стала самой распространенной в Западной Европе и до сих пор является стандартом во многих странах. В 1825 году на открытии первой в мире железной дороги общего пользования на локомотивной тяге Стоктон – Дарлингтон Стефенсон сам управлял составом, преодолевшим путь в 15 км за два часа. А в 1830-м состоялось открытие железнодорожной линии Ливерпуль – Манчестер, которую также проектировал Стефенсон, он же сконструировал и машины, обслуживающие эту новую магистраль. В 1836 году организовал проектную контору в Лондоне, а в 1847-м, за год до смерти, стал первым руководителем Института инженеров-механиков. К тому времени по проектам Стефенсона во многих странах строились паровозы. Он принадлежал к тем счастливым изобретателям, кому довелось при жизни увидеть свои замыслы воплощенными.

Яндекс.Метрика