Из XIX века в век XXI

Сразу три предприятия Полоцкого железнодорожного узла – станция, локомотивное депо и дистанция пути – отмечают свои юбилеи.

Залог успеха – трудолюбие

Здание Николаевского железнодорожного вокзала в Полоцке (XIX век)

Здание Николаевского железнодорожного вокзала в Полоцке (XIX век)

Значимую дату отметила станция Полоцк – 150 лет назад, 6 июня (а по старому стилю 24 мая) 1866 года здесь было открыто движение пассажирских поездов по первому участку Риго-Орловской (а тогда – Динабурго-Витебской) железной дороги. Именно этот день и считается официальной датой рождения станции.

Такое важное событие железнодорожники отметили празднично: во время торжества наряду с поздравлениями звучали и исторические «нотки». Импровизированное представление, которое для юбиляров подготовили работники КСЦ Витебского отделения, вызывало интерес и у пассажиров, и у горожан. Впрочем, полтора века назад это событие тоже не обделили вниманием. Его бурно обсуждали, о нем писали в газетах. Особенно красочно об открытии движения через станцию рассказывали местные «Биржевые ведомости»: «В девятом часу вечера полочане собрались на станции железной дороги для встречи первого пассажирского поезда из Динабурга. Он опаздывал почти часом против назначенного времени и встречен был рукоплесканиями зрителей, собравшимися в дебаркадере». Причиной задержки состава, по словам автора, стала поломка моста на реке Устье, из-за чего поезд не мог проехать. Поэтому все пассажиры со своими вещами были вынуждены покинуть вагоны, самостоятельно перейти мост и пересесть во второй состав.
Украшением Полоцка в первую очередь стало здание вокзала – каменное, в два этажа. Второй ярус был жилым, а внизу располагались телеграф, билетные кассы, помещения для пассажиров и администрации. На станции также размещались буфет и туалетная комната для дам. С тех пор здание несколько раз перестраивалось, в годы Великой Отечественной войны было полностью разрушено. Нынешний облик вокзал обрел в 1952 году, а капитально обновили его только спустя полвека – в 2002-м. Сейчас отсюда ежедневно отправляются в путь в среднем почти две тысячи пассажиров. Платформы освещают оригинальные светильники, установлено новое информационное табло. Сегодня здесь большое внимание уделяют увеличению пассажирооборота.
– Например, на вокзале и в поездах региональных линий экономкласса ведется постоянное анкетирование относительно графика движения поездов. Все пожелания пассажиров мы передаем в отделение дороги и, надо сказать, мнение горожан по возможности учитывается, – рассказывает начальник вокзала Валентина Поддубная.
За полтора века существенные изменения претерпела и сама станция Полоцк. Внеклассная, участковая, сегодня она не только принимает пассажиров, но и выполняет значительную грузовую работу. При этом станция Полоцк в некотором смысле еще и экспериментальная площадка магистрали. Например, в июле 2007 года здесь впервые на Белорусской железной дороге была введена в эксплуатацию микропроцессорная централизация стрелок и сигналов.

Вокзал станции Полоцк

Вокзал станции Полоцк

– Сегодня мы работаем в непростых условиях. Но несмотря ни на что, стараемся выполнять доведенные производственные показатели, – говорит начальник станции Полоцк Максим Стужук. – К примеру, по выгрузке (по сравнению с четырьмя месяцами прошлого года) нам удалось «подрасти» на треть: сегодня имеем 133,3%. Опережающими темпами (по сравнению с 2015-м) работаем по таким позициям, как погрузка (в вагонах) – 105,7%, погрузка (в тоннах) – 104,5%, простой транзита с переработкой (в вагонах) – 113,3%, средний вес поезда – 103,2%.
Кстати, грузооборот станции сегодня – это почти 6 тыс. вагонов в сутки, которые прибывают из трех направлений и после переработки отправляются по своим маршрутам. В коллективе станции – 361 человек. Среди них немало обладателей высоких отраслевых наград – знаков «Почетный железнодорожник» и «Выдатнік Беларускай чыгункі». Под стать опытным работникам и молодежь. К последней можно причислить и самого начальника станции Максима Стужука. Предприятие он возглавляет всего год. До этого работал здесь дежурным по станции, был ревизором движения отдела перевозок Витебского отделения, главным инженером станции Новополоцк, еще год трудился заместителем начальника станции Полоцк. Максим Андреевич убежден: залог успешной работы предприятия – трудолюбие каждого сотрудника. Ведь ключевое направление здесь сегодня – переработка транзитного потока из России в Латвию, а это большая ответственность.

В ногу со временем

Эскиз паровозного депо и мастерских (XIX век)

Эскиз паровозного депо и мастерских (XIX век)

Полуторавековой юбилей отметило и локомотивное депо Полоцк.

– В нашем приписном парке сейчас 20 дизель-поездов ДДБ1 (шестивагонной составности с одной секцией тепловоза и вагоном с кабиной управления), 10 тепловозов серии М62, один – 2М62, две машины серии 2М62К и 22 единицы ЧМЭ3, – рассказывает руководитель депо Эдуард Михеенко. – В коллективе 920 человек. Большинство из них – профессионалы с высочайшей квалификацией и огромной преданностью выбранному делу. Это позволяет нам выполнять доведенные прогнозные показатели.
За 4 месяца года объем перевозок на предприятии составил 2960,6 млн. тонно-километров брутто, проведено 12 513 поездов, груза сверх нормы провезено 1821,1 тыс. тонн, экономия дизельного топлива – 74 815 тонн.
В дни юбилея с особенной гордостью на предприятии вспоминают свою историю, ведь в летописи – не одно значимое событие.
Паровозное депо Полоцк было основано спустя несколько месяцев после начала сообщения Динабург – Полоцк. Локомотивный парк того времени – маломощные паровозы Путиловского завода, которые обслуживали участки до станций Бигосово, Крулевщизна, Друя, Лынтупы. К тридцатым годам – это уже депо веерного типа, с поворотным кругом, приводимым в движение конной тягой и новым подвижным составом – паровозами серии Э, С, О. Нелегкими для полоцких паровозников были и послевоенные годы. Депо возобновило работу в 1945-м. Возвращались в строй неисправные машины, отстраивались цеха, постепенно паровозами серий С, Щ, Су обновлялся приписной парк. Существенное развитие предприятие получило в пятидесятые – маломощные паровозы вытесняют более мощные серий Щ, Со, ФД, Л, ТЭ52 (немецкие). А в начале шестидесятых, после ввода в строй Новополоцкого нефтеперерабатывающего завода, грузовое движение переводят на тепловозную тягу – локомотивы серии ТЭ3 и маневровые тепловозы серии ЧМЭ3. В семидесятых на предприятии осваивают техническое обслуживание и ремонт тепловозов. Но наибольшее развитие депо получило в 1980 – 1990-е годы прошлого века: строится служебно-бытовой корпус с кладовой, гаражами, душевыми и гардеробом, сдается в эксплуатацию цех технического обслуживания локомотивов ТО-2 и здание цеха эксплуатации, вводится в строй сеть промышленной и хозяйственной канализации. В депо поступают и первые дизель-поезда серии ДРБ1.

Богатство – в династиях

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В списке полуторавековых юбиляров и Полоцкая дистанция пути. К значимой дате, которую коллектив отмечает в текущем году, полоцкие путейцы подошли с неплохим балльным показателем: за 4 месяца этого года при плане 56 выполнение составило 22 балла.

– Мы обеспечиваем беспрепятственный пропуск поездов на одном из самых грузонапряженных направлений дороги, – говорит руководитель предприятия Петр Мазур. – Наши специалисты содержат путь в отличном и хорошем состоянии: при плановом задании 56 баллов выполнение за минувший год составило 21 балл. В течение последних 12 лет не допущено случаев производственного травматизма.
С момента основания дистанции границы ее обслуживания значительно расширились. Сегодня она обслуживает две внеклассные станции Полоцк и Новополоцк, участки Шумилино – Полоцк – Бигосово, Алеща – Полоцк – Фариново, Ксты – Новополоцк. Это свыше 238 км главного пути, 177,5 км станционных и 49,5 км подъездных, а также 65 железнодорожных переездов. Содержание путевого хозяйства, зданий и сооружений обеспечивают 14 околотков (41 рабочее отделение), производственный участок 5, а также участки по ремонту искусственных сооружений, дефектоскопии, по эксплуатации и ремонту машин, механизмов и оборудования, участок по содержанию и уборке зданий и сооружений. Постоянно обновляется инфраструктура. Если раньше труд монтеров пути был в основном ручным, то теперь на помощь пришли путевые машины: для смены шпал – СВП, выправочно-подбивочно-рихтовочная, гайковерт ПМГ, машина ВПРС, мотовоз МПТ, дрезина ДГКу, путевая ремонтная летучка ПРЛ.
– Сейчас на предприятии много грамотных специалистов с высшим, средним специальным и профессионально-техническим образованием, говорит начальник дистанции. – У нас работают представители нескольких трудовых династий. Стаж одной из них – Млинниковых – превышает 135 лет! Это почти история самой дистанции. Общая же численность коллектива – 476 человек. Именно благодаря таким людям предприятие успешно справляется с поставленными задачами, обеспечивая безопасность движения на одном из самых грузонапряженных направлений Белорусской железной дороги.

Ольга ФЕДОРОВИЧ

Яндекс.Метрика