Февраль
Пт
14
2025

Средний ремонт – на высоком уровне

В нынешнем году локомотивное депо Лида освоило новые виды ремонта. Теперь на предприятии выполняется средний ремонт тепловозов серии ТМЭ, предназначенных для выполнения маневровой и вывозной работы.

6Один из локомотивов уже покинул цеха предприятия и приступил к работе. Кроме того, в депо организовано выполнение текущих ремонтов ТР-2 дизель-поездов ДП3 производства компании PESA Bydgoszcz SA. Об этом рассказал первый заместитель начальника службы локомотивного хозяйства Валерий Мазец.

– Валерий Александрович, лидское предприятие не случайно было выбрано базой для среднего ремонта локомотивов серии ТМЭ. Ведь именно здесь осуществлялось их производство…
– Локомотивное депо Лида, специализирующееся на текущих и капитальных видах ремонта дизель-поездов, является одним из самых крупных и технически оснащенных предприятий локомотивного хозяйства Белорусской железной дороги. Для унификации и минимизации затрат на выполнение гарантийного и послегарантийного обслуживания право на ремонт тепловозов серии ТМЭ мы оставили за локомотивным депо Лида. Этот опыт распространен и у наших соседей, к примеру, на предприятиях Российских железных дорог. Завод-изготовитель, как собственник конструкторской, ремонтной и эксплуатационной документации, несет ответственность в части выполнения гарантийных обязательств по ремонту и обслуживанию локомотивов.
– Как раз в нынешнем году подошло время организации среднего ремонта тепловозов серии ТМЭ…
– Именно так. С момента их презентации в декабре 2010 года и запуска в эксплуатацию в 2011-м прошло пять лет. Необходимость выполнения среднего вида ремонта напрямую зависит от пробега локомотива или наработки дизельного двигателя в моточасах. По последнему критерию, а он для данной серии составляет 25 тыс. моточасов, настало время провести средний ремонт: продиагностировать работу электронного, тормозного и вспомогательного оборудования, дизельного двигателя, а также всех остальных систем. Это оговорено технической документацией завода-изготовителя. Сейчас готовится к постановке на средний ремонт в депо Лида уже третий по счету локомотив. Первый тепловоз отремонтирован в полном объеме, второй находится в процессе ремонта.
– Для освоения нового типа ремонта пришлось создавать дополнительные мощности?
– Начинать новое строительство не было и нет необходимости. Для организации среднего ремонта, предусматривающего в обязательном порядке выкатку тележек, в депо была использована позиция для подъема локомотива, ранее используемая при сборке локомотивов ТМЭ. На ней предусмотрен подъем локомотива на домкратах, выкатка тележек с дальнейшей их разборкой и ремонтом. Подготовлены технологические тележки, которые временно можно подкатить под локомотив, чтобы переставить его в удобное для ремонта место, не нарушая технологический процесс по ремонту дизель-поездов. Таким образом, на имеющихся мощностях были организованы только производственные участки и рабочие места.
В свою очередь специалисты локомотивного депо совместно с нашей службой разработали перечень работ на выполнение среднего ремонта, согласно которому осуществляется ремонт каждой части тепловоза: дизельной, топливной, экипажной, электрооборудования, автотормозного оборудования. Перечень работ содержит операции, которые должен выполнить специалист, проводящий ремонт.
18– Много ли времени заняла подготовительная работа?
– Она началась с постановки первого локомотива и длилась около двух месяцев. Отлаживалась технология ремонта, уточнялись перечни работ, закупались необходимые запасные части. Проведено несколько совещаний с разработчиком проекта тепловозов серии ТМЭ компанией CZ LOKO s.a.,
а также с официальным представителем фирмы Caterpillar в Республике Беларусь – компанией «Цеппелин Вайсрусланд». Ремонт дизельного двигателя производства Caterpillar осуществлялся под техническим надзором «Цеппелин Вайсрусланд».
В рамках сотрудничества компании готовы поставлять всю необходимую номенклатуру запасных частей для выполнения среднего ремонта.
– Сколько тепловозов данной серии планируется отремонтировать в текущем году?
– Для поддержания локомотивного парка в технически исправном состоянии наша служба ежегодно разрабатывает план постановки на текущие и капитальные виды ремонта. Согласно этому документу, на 2016 год запланирован средний ремонт 12 единиц ТМЭ1, ТМЭ2. Следует отметить, что еще не все они вышли за пределы гарантийного срока эксплуатации. Локомотивы ТМЭ3 также находятся пока на гарантийном обслуживании, над устранением их неисправностей мы работаем совместно с компанией CZ LOKO s.a. Всего же на Белорусской железной дороге 46 маневровых локомотивов ТМЭ1, 3 тепловоза ТМЭ2 и 20 серии ТМЭ3.
Что касается следующего года, то проанализировав работу, которую выполнят локомотивы по итогам девяти месяцев, примем решение о постановке их на средний или иной вид технического ремонта или обслуживания. Планы будут сверстаны в октябре по всем сериям наших локомотивов и моторвагонного подвижного состава.
– Приходилось ли прибегать к зарубежному опыту в организации этого вида ремонта? Насколько известно, тепловоз ЧМЭ3 был модернизирован в Литве, в Латвии также создавался свой аналог глубокой модернизации ЧМЭ3.
– Что касается технологии среднего ремонта, то это в большей степени собственные наработки. В Лиде под руководством Сергея Ольшевского трудятся профессиональные специалисты-ремонтники, в частности, заместитель начальника депо по ремонту Станислав Антонович, главный конструктор Павел Зубрик, главный технолог Николай Догилев, начальник ОТК Александр Вершалович, которые обладают высоким уровнем технических знаний и навыков работы. А вот в организационных вопросах мы сотрудничаем с литовскими коллегами, в том числе и для того, чтобы избежать необоснованных рисков, затрат и т. д.
2pВ 2014 году специалисты локомотивного депо Лида были в учебном центре Caterpillar (Санкт-Петербург) на обучении по техническому обслуживанию дизельных двигателей этого производителя. В 2015-м четыре работника лидского предприятия прошли второй этап обучения, который позволяет им выполнять средний ремонт дизеля, предусматривающий ремонт головок блока цилиндров, ревизию шатунно-поршневой группы, распределительного вала, масляного насоса, турбокомпрессоров. Практическая часть обучения пройдена в период выполнения среднего ремонта первого тепловоза ТМЭ. В июне текущего года немецкими специалистами запланирована аттестация работников локомотивного депо Лида с выдачей соответствующих сертификатов. Полученный уровень квалификации наших специалистов позволяет выполнять средний ремонт тепловозов собственными силами.
– Локомотивное депо Лида освоило и ремонт дизель-поездов производства польской компании PESA Bydgoszcz SA…
– В настоящее время на Белорусской железной дороге эксплуатируется шесть одновагонных дизель-поездов ДП1 и три трехвагонных серии ДП3. Все виды текущих и средних видов ремонта ДП1 организованы и выполняются в локомотивном депо Калинковичи. Специалисты данного предприятия прошли соответствующее обучение и обладают достаточным уровнем знаний технологической оснастки, а также технической документации. Капитальный ремонт указанных дизель-поездов планируется организовать на площадях локомотивного депо Лида.
Что же касается дизель-поездов ДП3, то согласно заключенному контракту, первые два текущих ремонта ТР-2 компания PESA Bydgoszcz SA выполняет собственными силами с обязательным привлечением белорусских специалистов для обучения. В дальнейшем указанный вид ремонта будет выполняться силами специалистов локомотивного депо Лида.
В этом году запланировано отремонтировать три дизель-поезда ДП3 в объеме ТР-2. Первый ТР-2 дизель-поезду ДП3 № 003 был выполнен в апреле-мае 2016 года. На данный момент дизель-поезд уже осуществляет перевозку пассажиров. Постановка второго планируется в июле-августе, третьего – в сентябре-октябре. До конца августа на Белорусскую железную дорогу будет поставлено еще четыре поезда серии ДП3.
– А локомотивное депо Лида готово справиться с освоением еще каких-либо видов ремонта?
– В соответствии с программой ремонта 2016 года, этому предприятию поручено выполнить капитальными и текущими ТР-2, ТР-3 ремонтами 110 секций дизель-поездов серии ДР1, 62 вагона дизель-поездов серии ДДБ, ДРБ, средним ремонтом СР-1 – 12 тепловозов серии ТМЭ.
Данные цифры свидетельствуют о выполнении предприятием значительного объема восстановления тягового подвижного состава нашей магистрали. Что касается перспектив – это освоение капитальных видов ремонта упомянутых ранее дизель-поездов одновагонной составности серии ДП1, средних и капитальных видов ремонта дизель-поездов трехвагонной составности серии ДП3, капитальных видов ремонта тепловозов ТМЭ1, ТМЭ2, ТМЭ3.

Елена КРАВЕЦ

Яндекс.Метрика