Экспорту – «зеленый свет»
Экспорт является одним из основных приоритетов белорусской экономики. В ее структуре он традиционно составляет более половины валового внутреннего продукта.
Активно развивают данное направление Белорусская железная дорога и ее организации. В частности, весомый вклад в общее дело вносит «Институт «Белжелдорпроект». В прошлом году показатель «экспорт услуг» он перевыполнил на 17% к плану и на 24% – к уровню 2014-го. В денежном выражении сумма превысила 1,2 млн. долларов. А за 4 месяца текущего года она уже составила более 957,8 тыс. долларов.
– Заказы на экспорт мы выполняли и раньше, – рассказывает руководитель института Сергей Шельманов. – Но сейчас это направление определили для себя важнейшим стратегическим, проводим целенаправленную работу, активно развивая экспорт услуг. Однако хочу подчеркнуть, что Белорусская железная дорога была, есть и остается нашим «якорным» заказчиком.
Основная доля экспорта института приходится непосредственно на проектно-изыскательскую деятельность. Но у него имеется и подрядное подразделение. Сейчас оно задействовано на строительно-монтажных работах объекта по электрификации участка в направлении Молодечно – Гудогай в рамках договора, заключенного с китайской корпорацией CUEC.
– Еще одно не совсем традиционное для нас направление экспорта, которое мы сегодня развиваем, – это инжиниринговая деятельность, – продолжает Сергей Григорьевич. – Например, сейчас в Азербайджане у нас несколько объектов проектирования. В рамках одного из них мы по просьбе заказчика осуществляли подготовку объекта к сдаче – разработали исполнительную документацию (выступили в роли подрядчика). Для нас это первый такой опыт за рубежом. Квалификации наших сотрудников хватает с лихвой.
География экспорта «Белжелдорпроекта» довольна широкая. Его услуги сегодня востребованы железными дорогами России, Грузии, Азербайджана, Литвы, Латвии, Узбекистана. Наша восточная страна-соседка представляет для института наиболее освоенный рынок. Здесь всегда параллельно реализуется несколько заказов. Как и сейчас: от Калининграда (где белорусы спроектировали вагонное депо для группы компаний «Содружество») до Новосибирска (реконструкция железнодорожной станции).
Действующие объекты есть также в Литве. В Латвии очередной объект завершен в марте 2016 года, сейчас ведутся переговоры о новых. Аналогичная ситуация и в Грузии. Для работы в Прибалтике институт имеет сертификаты, дающие право осуществлять проектирование в странах Европейского союза. Заключен контракт на работы в Узбекистане. Рассматривается вопрос участия в реализации объектов в Казахстане и Иране.
Институт проектирует самые разные объекты и элементы железнодорожной инфраструктуры. Но основу экспорта составляют заказы на проектирование устройств СЦБ.
– Это очень специфическая отрасль, а у нас хорошая школа еще со времен СССР, – комментирует Сергей Шельманов. – Еще когда мы были филиалом московского проектно-изыскательского института электрификации железных дорог и энергетических установок «Трансэлектропроект», именно здесь, в Минске, находились специалисты, которые занимались СЦБ. Эта школа сохранилась. Наши люди не боятся сложных задач, знают, как, например, увязать микропроцессорную централизацию со старыми системами, как обеспечить безрелейный интерфейс и т. д. Постоянно осваивают новые устройства и системы различных производителей, в том числе и зарубежных. Со многими из них сложились довольно тесные деловые связи. Поэтому они часто приглашают нас на те объекты, куда поставляют свое оборудование. Так, совместное канадско-российское предприятие ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» по выпуску систем железнодорожной сигнализации, работающее в странах СНГ, всегда выбирает нас в качестве проектировщиков. Можно с уверенностью сказать, что в области систем СЦБ мы завоевали авторитет на международном уровне.
Каждый новый заказ помогает привнести в нашу работу что-то новое, полезный опыт, который мы не получили бы, работая только в пределах своей страны. Это повышает нашу конкурентоспособность. Например, мы проектировали устройства МПЦ «Ebilock-950», которые широко используются в странах СНГ, системы горочной автоматики Siemens в странах Балтии и т. д.
По словам руководителя института, наращивание объемов экспорта – основная стратегическая задача на перспективу. Говоря о путях ее достижения, Сергей Григорьевич в первую очередь выделил сотрудничество с постоянными партнерами (такие сегодня есть в странах Балтии, России, Азербайджане). Отстаивать уже завоеванные позиции на международных рынках «Белжелдорпроекту» помогает оптимальное соотношение качества, сроков выполнения заказа и стоимости работ. Второе направление увеличения экспорта – завоевание новых рынков. И здесь не исключаются даже самые экзотические варианты и страны.
Необходимым условием для успешного продвижения в обоих названных направлениях является повышение автоматизации производственного процесса, проектных работ. Это также одна из задач на перспективу, которая обеспечит рост производительности труда.
В стратегию развития предприятия обязательным пунктом входит и повышение профессиональной квалификации персонала.
– Проектировщик учится всю жизнь, – отметил Сергей Шельманов. – Ведь в области строительства постоянно внедряются новые материалы, технологии, подходы, и мы должны быть в курсе. Чтобы не отставать, направляем своих людей в школы передового опыта, на выставки и конференции, откуда они привозят свежие идеи. Это постоянный процесс.
В завершение хотел бы подчеркнуть, что для предприятий и организаций, осуществляющих экспорт товаров и услуг, очень важна поддержка государства. И благодаря проводимой сегодня в нашей стране политике, нам здесь дан «зеленый свет».
Инга МИНДАЛЁВА