С гордостью о прожитых годах
…Ему часто снятся оглушительный рев реактивных снарядов «Катюш», лязг гусеничных траков танков и артиллерийских тягачей, натужный гул бомбардировщиков...
«От разрывов снарядов казалось, что через мгновение разверзнется небо, а стонущая земля расколется, не выдержав этого ада… А с какой гордостью мы слушали слова нашего комиссара, который после боев зачитывал приказ Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина: «Войска 2-го Белорусского фронта, форсировав реку Висла, прорвали сильную оборону немцев и продвинулись с боями на 20 – 25 км вглубь обороны противника…», – такими словами начал свои воспоминания о Великой Отечественной войне фронтовик, ветеран Белорусской железной дороги Анатолий Харько. В нынешнем году ему исполнилось 90 лет.
Родился Анатолий Федорович в 1926 году на территории Западной Беларуси, недалеко от станции Воропаево. Его родители Федор Ипполитович и Евгения Антоновна растили четверых детей. Жили хоть небогато, но дружно.
В июле 1941-го в городской поселок Воропаево ворвались немецко-фашистские захватчики, закончилась мирная жизнь. Молодежь отправляли на принудительные работы в Германию. Эта участь была уготована и семье Харько. Однако им повезло: знакомый врач «забраковал» Анатолия, а также его двоих братьев и сестру по состоянию здоровья. Всех, кто оказался годен, загоняли в вагоны и отправляли на запад. Те, кто сумел сбежать и уйти в партизаны, остался на родине…
В июле 1944 года, уже после освобождения Воропаево, Анатолий Харько, 18-летний крестьянский парень, был призван в Красную армию. Так началась его служба, продлившаяся несколько лет. Юношу вместе со многими его сверстниками собрали на сборном пункте в деревне Сергеевичи. Приказали взять еду на два-три дня и пешим порядком (в сопровождении партизанского отряда) отправили на станцию Красное, что возле Молодечно. Там призывников разместили по эшелонам и откомандировали в запасной полк в Дорогобуже под Смоленском. Новобранцам выдали обмундирование, распределили по ротам и взводам, и начался ускоренный курс молодого бойца (длился месяц). По его окончании все солдаты были приведены к военной присяге, затем сформировали маршевые роты, которые железнодорожными составами отправили на фронт. Ехали через Молодечно и Белосток в направлении Варшавы. Рота, где служил рядовой Анатолий Харько, прибыла в 118-й артиллерийский полк. Прибывших распределили по разным дивизионам, батареям и расчетам. Части 69-й стрелковой диви-
зии, в состав которой входил и 118-й артполк, стояли под Варшавой почти три месяца, готовясь к наступлению. Немцы предпринимали неоднократные попытки атаковать, но неудачно, благодаря стойкости и мужеству советских воинов.
– 17 января 1945 года наши войска пошли в наступление, которому предшествовала 40-минутная артподготовка, в ней принимал участие и наш полк. «Снарядов не жалеть», – сказал комполка. Много, ох, как много полегло наших под Варшавой, – сокрушенно кивая головой, говорит ветеран.
Анатолий Федорович с теплотой и восхищением вспоминает боевых товарищей, особенно корректировщиков огня и связистов. Бойцы, которые отправлялись на устранение разрыва провода, были поистине бесстрашными людьми. Советские воины, говорит ветеран, пулям не кланялись, выполняли настоящую мужскую работу.
– После Варшавы наша дивизия принимала участие в освобождении Гданьска, потом мы вышли на реку Одер, – продолжает ветеран. – До Берлина оставалось всего 65 километров, но впереди была серьезная водная преграда. Дело в том, что немцы взорвали шлюзы и Одер разлился местами шириной до четырех километров. А на другом берегу противник создал несколько линий обороны. Словом, форсировать реку было очень трудно.
Для рядового Анатолия Харько каждый день на войне мог стать последним. Но ему посчастливилось выжить. Вспоминает ветеран и о том, как после боев они смотрели на импровизированную сцену, сооруженную из пустых ящиков из-под снарядов, где трогательно пел артист под аккомпанемент трофейного аккордеона:
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза…
– Песня на фронте была очень даже актуальна, – говорит Анатолий Федорович. – Она дарила нам надежду на скорую Победу.
…Автору этих строк хочется рассказать про декабрь 1967 года. Будучи на преддипломной практике в Воропаевской дистанции пути, по заданию дорожного мастера 9-го околотка я отправился в мастерские дистанции для изготовления недостающих деталей к стрелочному переводу на станции Поставы. Тогда эту работу быстро и уверенно выполнил токарь Анатолий Харько…
Но все это будет потом, а в 1945 году рядовой Харько продолжал воевать под Берлином.
2 мая бойцы и командиры 118-го артполка были оглушены внезапно возникшей канонадой, пуском сигнальных и осветительных ракет. Примерно через час на построении объявили, что это был салют в честь взятия Берлина. Радости и ликованию солдат не было предела!
Затем часть фронтовиков эшелонами повезли на Дальний Восток. Анатолий Федорович в составе полка был переброшен на юг Германии, в Силезию. Там находился до конца 1945 года. Позже окончил шестимесячные курсы младших командиров в Вологде. Служил до 1950 года, командовал взводом. Фронтовику предлагали остаться в армии, однако он предпочел демобилизоваться и вернуться в Воропаево.
Куда пойти трудиться? Об этом он долго не думал, ведь стальные нити магистрали пролегли всего в сотне метров от родного дома. И Харько пришел в отдел кадров Воропаевской дистанции пути. Та немногочисленная техника, что находилась на предприятии, требовала ремонта. Тогда и стал Анатолий Федорович к токарному станку. В его трудовой книжке всего одна запись о том, что он принят на работу в 1950 году в Воропаевскую дистанцию пути, а в 1985-м оттуда же уволен в связи с уходом на заслуженный отдых. В дистанции он стал профессионалом, одним из лучших рационализаторов. на его счету более 90 рацпредложений, в том числе с немалым экономическим эффектом. А во сколько машин и механизмов он вдохнул своей работой новую жизнь!
За боевые заслуги и высокопроизводительный труд Анатолий Федорович имеет 13 правительственных и отраслевых наград, удостоен различных грамот и ценных подарков. Его жена Елена Константиновна работала в дистанции пути секретарем-машинисткой на протяжении 25 лет. У четы Харько две дочери. Старшая Дина пошла по стопам родителей, окончив Ленинградский техникум железнодорожного транспорта, трудилась в бухгалтерии дистанции пути. Общий стаж работы семьи Харько на Белорусской железной дороге почти 100 лет.
Несмотря на почтенный возраст, Анатолий Федорович сохраняет бодрость духа, старается больше времени уделять общению со своими тремя правнучками и двумя правнуками.
Леонид СЕМЕНАС