Ровесник газеты

Около 30 лет отработал на Белорусской железной дороге могилевчанин Михаил Чеканов. Магистраль для него стала школой жизни и источником поэтического вдохновения.

_8621Детство Михаила Федоровича прошло под грохот фронтовой канонады. Родился он в Чаусах Могилевской области 20 июня 1936 года. Великая
Отечественная война заставила сорваться с родных мест. Когда семья вернулась в Чаусы в 1944 году, то оказалось, что их дом разрушен. Поэтому некоторое время пришлось ютиться в бывшем фашистском блиндаже примерно в нескольких сотнях метров от железнодорожного вокзала. Пытались выжить в тяжелейших условиях, с надеждой дожидались возвращения отца с фронта да еще умудрялись приютить в своем временном «доме» других людей. Вот как рассказывает о пережитом Михаил Чеканов в одном из своих стихотворений:

Война пришла, нарушив все законы.
Взрослеют вдруг мальчишки и девчонки.
Счет жертв войны идет на миллионы,
Шлют семьям на погибших похоронки.

– Жизнь на станции Чаусы стала для меня по-настоящему суровой школой, – вспоминает Михаил Федорович. – Мы встречали санитарные поезда. Сердобольные военнослужащие, сопровождавшие составы, подкармливали нас, полуголодных. На железной дороге можно было и подзаработать. Зимой, наравне со взрослыми, я ходил расчищать пути и стрелочные переводы от снега. А при ремонте путей разгружал песок, камни, другие материалы. Тогда хоппер-дозаторов не было, приходилось справляться вручную.

Школа жизни

Естественно, трудное детство не могло не повлиять на выбор профессии. В биографии Михаила Чеканова была работа на Целине, служба в армии, затем он пошел трудиться слесарем в локомотивное депо Могилев. А спустя некоторое время отучился в Барановичской дортехшколе на помощника машиниста.
– Так и трудился много лет помощником, – рассказывает Михаил Федорович. – Предлагали подучиться и стать машинистом. Но мы в семье решили, что некогда получать знания, нужно работать, детей растить.
Тем не менее, Михаил Чеканов стремился к профессиональному росту. Понимал, что работа у него ответственная, требующая предельной внимательности и мастерства. Поэтому изучал специальную литературу, прислушивался к советам опытных коллег.
– Михаил Федорович проявил себя как человек открытый, контактный и ответственный, – отмечает председатель профкома локомотивного депо Могилев Виктор Церковный. – Даже после выхода на пенсию продолжает поддерживать связь с коллегами. Всегда найдет для них добрые слова, подбодрит.
А еще у него есть особый талант – к юбилеям коллег-железнодорожников он пишет стихотворные поздравления.

О дороге, патриотизме и газете

Поэтический дар Михаил Чеканов обнаружил в себе лишь после выхода на пенсию.
– Как-то шел мимо Дома культуры железнодорожников и увидел приглашение на поэтический вечер, – вспоминает он. – Пришел, посмотрел, понравилось. Постепенно и сам втянулся, начал писать стихи.
С тех пор из-под его пера вышли около 150 стихотворений. Тематика обширная: о любви, верности, патриотизме, войне и, конечно же, железной дороге. Откуда черпает вдохновение? Из встреч с интересными людьми, из ежедневной кропотливой работы. Как-то услышал пение птиц – и сама собой появилась первая строка: «Я не поеду на Канары…». За ними – следующие. И получилось стихотворение о притягательности родной природы, города, дома, семьи.
С течением времени в стихах появляется все больше житейской мудрости, философского осмысления прошлого:

Прошли года. Мы – бабушки и деды.
Никто из нас войны той не участник,
Но ждем мы и встречаем День Победы,
Как самый светлый и великий праздник!

По-прежнему много стихов – о магистрали. По убеждению ветерана, и в дальнейшем железная дорога будет очень востребованной и важной в транспортном секторе Беларуси.
Одно из недавних стихотворений – о любимом «Железнодорожнике Белоруссии».
С нашим изданием у него особая, символическая связь. Дело в том, что Михаил Федорович родился 20 июня 1936 года. Именно с этого летнего месяца берет отсчет и история отраслевой газеты.

Руслан АНАНЬЕВ

Яндекс.Метрика