Декабрь
Чт
12
2024

Долгие версты войны

Более 40 лет – таков трудовой водительский стаж почетного железнодорожника, участника Великой Отечественной войны Михаила Хмелевского. Родному предприятию – СМП-367 – Михаил Николаевич отдал 30 лет. В эти дни он отмечает сразу две даты – освобождение Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и свое 90-летие.

Хмелевский-3Накануне вместе с председателем совета ветеранов предприятия Раисой Старовойтовой к юбиляру заглянула и корреспондент «Железнодорожника…». Гостей Михаил Николаевич встречал на малой родине – в городском поселке Мачулищи, где родился, вырос, жил долгие годы и только однажды отлучался – на шесть лет, когда в 1944 году был мобилизован в армию. Несмотря на возраст и несколько пошатнувшееся здоровье, ветеран по-прежнему бодр и энергичен. С удовольствием читает газеты, интересуется новостями в стране и в мире. Много времени занимают овощные грядки и плодовые деревья, в выращивании которых он знает толк – этому научили родители. Отец до войны работал стрелочником на станции Колядичи, мама воспитывала троих детей.
Михаилу исполнилось 15, когда началась Великая Отечественная. Об этом он узнал по радио, а о захвате Минска – 28 июня 1941-го – от соседей. В пригороде не так жестко ощущался ужас оккупационной жизни. Но от этого было не легче: жили трудно, голодно. Точнее, выживали, занимаясь сельским хозяйством, зимой выручала картошка.
– Спасала матушка-земля, – вспоминает Михаил Николаевич. – Выживали благодаря тому, что выращивали – кое-какие овощи, рожь. Продукты меняли на одежду, домашнюю утварь.
В 1943 году в Мачулищах, где еще до войны построили военный аэродром, на зиму остановилась немецкая авиачасть. Размещались оккупанты и в доме Хмелевских, потеснив хозяев.
– В 1944-м при отступлении немцы уничтожили взлетную площадку, – рассказывает ветеран. – Советские пленные рыли ямы, куда закладывали порядка 7 бомб. Воронки после их взрыва достигали 8 м в глубину и 15 – в ширину. На восстановление ушло много времени.
Через две недели после освобождения Минска 18-летнего Михаила Хмелевского призвали в армию. Сначала попал в учебный полк под Вязьмой, где осваивал специальность радиста. Потом по разнарядке его отправили в танковую бригаду в Челябинск. Но изучить боевую машину тогда так и не пришлось. Затем был 713-й пехотный (стрелковый) полк (1-й Прибалтийский фронт).
– Там нас отбирали по специальностям (связистов, саперов, радистов и т. д.). Мне хотелось попасть в артиллерию. Когда услышал «Кто артиллерист 76- и 45-миллиметровых пушек?», меня словно кто-то подтолкнул вперед.
С крупными орудиями Михаилу Николаевичу иметь дело не довелось. А вот из противотанкового ружья по вражеским огневым точкам стрелял. А еще, как один из самых молодых, успевал и дрова наколоть, и лошадей накормить. Его хозяйственность проявилась и в военное время.
К зиме полк перебросили в Польшу, где под Варшавой готовилось наступление. Здесь пригодились его знания радиста, пусть даже теоретические. Как лучшему, ему доверили главную радиостанцию. 17 января 1945 года фашистов выбили из Варшавы. Медаль за ее освобождение – в копилке боевых наград Михаила Хмелевского. После этого участвовал в Восточно-Померанской операции. А затем была дорога от Балтийского моря на Берлин, за взятие которого ему тоже была вручена медаль. Позже был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.
Хмелевский-2– 16 апреля мы находились в 80 км от немецкой столицы, а 21-го – уже были на окраине, потом вступили в город. телефонные линии были повреждены. Я, как радист, менял провода. Победу встретил там же. Был на ступеньках Рейхстага, – вспоминает ветеран.
Домой Михаил Хмелевский вернулся не сразу. Еще полтора года оставался в Германии: пока не механизировали полк, в его ведении находились лошади, потом был начальником центральной телефонной станции.
Новый 1947 год встречал в дороге на Нижний Тагил – туда направили сводный батальон, в который попал Михаил Хмелевский. Мог ли он представить себе еще три года назад, что ему все-таки придется освоить танк! Да еще сам Т-34! После сдачи экзаменов новоиспеченных механиков-водителей отправили служить на Дальний Восток. Там Михаил Николаевич был в части на хорошем счету, его уговаривали остаться. Но он спешил домой. Ведь уже шел 1950 год.
Первое, что сделал Михаил, вернувшись в родные Мачулищи, – привел в порядок родительский дом. А спустя год приобрел новый, сегодня он в нем и живет.
Куда сложнее было с работой. Попробовал устроиться учеником в авторемонтные мастерские на улице Володарского в Минске. Как танкисту, ему присвоили 4-й разряд слесаря. Молодой человек трудился автослесарем и одновременно ходил на курсы водителей. Работал шофером в сантресте города, на главном материальном складе Белорусской магистрали, автобазе Минского узла, на предприятии Учдорстрой-1. Здесь он познакомился со своей будущей женой Раисой Андреевной. Вместе они прожили почти 50 лет, воспитали двух детей. Дочь Галина – медик, доцент кафедры БГМУ, сын Сергей пошел по стопам отца. У юбиляра также три внука и два правнука.
Добросовестность, хозяйственность, аккуратность всегда отличали Михаила Хмелевского. Поэтому на любом предприятии его ценили. В 1965-м пригласили в только что созданный СМП-367. О смене работы Михаил Николаевич не пожалел, трудился здесь до выхода на заслуженный отдых. Пользовался уважением у руководства и коллег. Благодаря его профессионализму, рачительности техника служила долго. Ему всегда доверяли лучшие грузовые машины, в том числе самосвалы. Да и сам Михаил Николаевич с какой-то отеческой любовью и очень ревностно относился к своим железным «подопечным». Порой, по несколько лет не ходил в отпуск, мотивируя тем, что техника любит одни руки. Его честный, добросовестный труд отмечен знаком «Почетному железнодорожнику». Руководство предприятия, совет ветеранов и профсоюзный комитет не забывают ветерана и сегодня. Оказывают материальную поддержку, постоянно навещают в день рождения и праздники, за что Михаил Николаевич очень благодарен. И каждый раз с нетерпением ждет гостей в своем гостеприимном доме.

Ольга НИКОЛАЕВА

Яндекс.Метрика