В сердце откликается война…

Сколько бы лет ни прошло со дня окончания войны, те события будут болью откликаться в сердцах тех, кто помнит то страшное время. Один из них – ветеран Великой Отечественной войны, кавалер ордена «Знак Почета» Леонид Беленков.

РисунокВ 1944 году 16-летним подростком в составе паровозной бригады под авиаударами врага он водил военные эшелоны к линии фронта.

– Когда началась война, мне было 13 лет, – вспоминает Леонид Михайлович. – В июле 1941-го оккупировав Кричев, фашисты стали отправлять молодежь на работу в Германию. В числе очередной группы оказался и я. Но мне удалось сбежать. В сентябре 1943 года, после освобождения города, вместе с друзьями приступили к восстановительным работам. Женщины, старики, подростки – на разборе завалов трудились все. Работали и днем, и ночью, под постоянными бомбежками. Жили в землянках, продукты получали по карточкам.
Отступая, немцы взрывали мосты, рельсы, стрелочные переводы. Они уничтожили мост через реку Сож, отрезав город от железной дороги. Паровозное депо Кричев в то время было единственным на освобожденной территории Беларуси. Поэтому стратегические объекты требовалось восстановить в кратчайшие сроки, пустить поезда с военной техникой и живой силой к линии фронта.
– В депо требовались кадры. Поэтому в декабре 1943-го вместе с товарищами, 16 – 17-летними ребятами, я пришел устраиваться на работу, – вспоминает Леонид Беленков. – Из эвакуации во главе с начальником депо Александром Денисовым вернулась большая часть работников предприятия. Прибывшие специалисты стали нашими наставниками. Они обучали профессиям кочегара, помощника машиниста, объясняли, как ремонтировать паровозы. В перерывах между учебой мы продолжали восстанавливать разрушенное: носили кирпичи и доски, разбирали завалы.
Когда военные вместе с гражданскими построили временный деревянный мост через Сож, в депо пригнали паровозы. Поезда с грузами шли из Унечи и Рославля, а дальше их вели кричевские машинисты. С января 1944 года Леонид Михайлович в качестве кочегара, а затем и помощника машиниста в составе паровозной бригады водил воинские эшелоны в Могилев, Темный Лес и Веремейки, к линии фронта.
Ветеран войны вспоминает, что эшелоны вели ночью без огней, чтобы не привлекать внимание немецких летчиков. Свет не зажигали даже в будке машиниста, несмотря на плотно закрытые двери. Двигались на очень малой скорости: по мостам – 5 – 10 км/ч, по участку – 20 – 30 км/ч. Уголь был плохого качества, поэтому в топку отправляли дрова, ломаные шпалы. Для отражения воздушных атак врага в хвосте каждого состава находился крупнокалиберный пулемет.
– Количество поездов с каждым днем увеличивалось, и паровозных бригад не хватало, – вспоминает Леонид Михайлович. – На помощь нам прикомандировали коллег из Грузии. Из всех республик СССР шли грузы для восстановления разрушенного народного хозяйства – уголь, металл, цемент, лес. Охраняли станцию от вражеских налетов солдаты зенитной артиллерии, в основном девчата.
Пока не отстроили депо, паровозы ремонтировали под открытым небом. Котлы промывали холодной водой. даже когда освободили Минск, немецкая авиация не давала вести восстановительные работы. Ветеран вспоминает, что свой последний налет на Кричев фашисты провели ночью.
– Было светло, как днем. Зенитная артиллерия обстреливала самолеты, но силы были неравными, – с дрожью в голосе от нахлынувших воспоминаний говорит ветеран. – В ту ночь парк станции был забит составами, груженными военной техникой и боеприпасами. Казалось, что земля поменялась с небом местами. Бомбили депо, землянки, где жили люди. Налет длился около трех часов, а снаряды замедленного действия рвались и до полудня. Геройски сражаясь с фашистами, погибли почти все девчата зенитной батареи, но не позволили разрушить мост через Сож и другие важные объекты. Станцию восстановили через два дня, и поезда с военной техникой опять пошли на запад.
Леонид Беленков отмечен медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». Есть и другие не менее ценные награды, полученные в мирное время – орден «Знак Почета», нагрудный знак «Почетному железнодорожнику», ветерану присвоено почетное звание «Заслуженный работник транспорта БССР».
После окончания Великой Отечественной Леонид Михайлович остался работать в депо Кричев. Трудился помощником машиниста, а через некоторое время и сам встал за правое крыло паровоза. Без отрыва от производства получил образование по специальности «тепловозное хозяйство» в Пензенском техникуме железнодорожного транспорта. Через несколько лет с отличием окончил Московский Всесоюзный заочный техникум железнодорожного транспорта.
В 1960 году Леонида Беленкова перевели в паровозное депо Гомель машинистом. В то время на предприятии началась подготовка к переходу на новый вид тяги – осваивали тепловозы. Машинист-инструктор 18 февраля 1966 года провел первый грузовой состав на участке Гомель – Калинковичи на тепловозе серии ТЭ3. Благодаря этому локомотиву появилась возможность увеличить длину грузового поезда в несколько раз, что позволило значительно повысить объемы перевозок. Но чтобы с ними справляться, требовались профессионалы. В колонне машиниста-инструктора Леонида Беленкова было свыше 80 паровозных и тепловозных бригад. Многие машинисты и сегодня не забывают своего наставника, часто звонят, рассказывают последние новости на предприятии, советуются.
Более полувека – 52 года – Леонид Михайлович водил поезда. Машинистом-инструктором локомотивных бригад работал до 1996 года. Но даже на заслуженном отдыхе не расстается с магистралью – живет недалеко от вокзала в Гомеле и рядом с Дорожным центром по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров. Часто встречается с молодежью, делится воспоминаниями и повторяет молодому поколению, что самое ценное – это мирное небо над родной Беларусью.

Лидия СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика