Быть нужным людям

«Каждый специалист должен верить, что занят важным делом. Может быть, даже самым важным. Без этого нет ни хорошего инженера, ни хорошего учителя, ни хорошего врача…»

img377Эти слова сказаны известным советским публицистом Анатолием Аграновским в его очерке «Узел». Герои публикации – проектировщики заводов, люди неравнодушные. Они убеждены в том, что заняты самым интересным и нужным делом, проявляя к нему хозяйское отношение.

Этот очерк вспомнился мне в нашей беседе с почетным железнодорожником Александром Александровичем Крисенко. Он проработал на Белорусской железной дороге 36 лет, прошел путь от дежурного по станции до руководителя предприятия «Белинтертранс». Отметив недавно свое 70-летие и оглядываясь на прожитое, ветеран признается, что сделал правильный выбор в жизни, посвятив трудовую биографию железнодорожному транспорту. Здесь он поверил в важность своего дела и его положительный результат.
В семье отца Александра Алексеевича, участника Великой Отечественной войны, председателя колхоза «Рассвет», а затем руководителя Поселичского сельсовета Хойникского района, из семи детей Александр был четвертым ребенком. В летние школьные каникулы работал на колхозном поле, осенью собирал яблоки в местном саду. А еще ловил карасей и вьюнов в отработанном торфяном карьере, заполненном водой.
Семнадцатилетним юношей, успешно окончив школу, он поехал в Гомель поступать в Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта. «Помню, – с улыбкой вспоминает Александр Александрович, – ко мне в комнату общежития подселили уволившегося в запас старшего сержанта, который решил поступить в вуз. «Георгий Бушма», – представился он и признался, что после трех лет службы в армии кое-что подзабыл и попросил меня помочь подготовиться к экзаменам. Мы с ним занимались каждый день по 7 – 8 часов, особенно налегали на математику и физику. И поступили оба. Я – на специальность «эксплуатация железных дорог», он – на «путь и путевое хозяйство». В 1968 году, окончив институт, мы на время разъехались. Он остался работать на Белорусской железной дороге, перед уходом на заслуженный отдых был начальником Могилевской дистанции пути».
Александр Крисенко по направлению института поехал на одну из крупнейших грузовых станций – Саранск Куйбышевской магистрали. Так трудовой коллектив пополнился еще одним добросовестным работником. Сначала он был дежурным по путям, потом маневровым диспетчером.
В 1970 году Александр Александрович возвратился на Белорусскую магистраль. Сначала устроился дежурным по станции Минск-Северный, затем стал инженером отдела перевозок отделения дороги, занимался вопросами безопасности движения и охраны труда. Руководство оценило его целеустремленность и проявленные знания. И с 1976 года в течение двенадцати лет он возглавлял станцию Колядичи. В то время эта станция третьего класса стремительно развивалась. Уже была построена тяжеловесная площадка для обработки большегрузных контейнеров. При новом руководителе запустили уже смонтированный 40-тонный немецкий кран «ТА-Крафф». Потом установили и краны отечественного производства, построили новые производственные и бытовые объекты. Со станции отправляли продукцию минских предприятий: производственного объединения «Горизонт», заводов холодильного и отопительного оборудования, мотовелозавода… А на станцию прибывали грузы для предприятий города.
Объем переработки рос. И была организована круглосуточная работа с использованием автомобилей.
Руководитель придавал большое значение и воспитательной работе с людьми, укреплению трудовой и производственной дисциплины. Все это давало положительные результаты. Колядичи стали станцией первого класса. «Мне довелось работать с талантливыми руководителями, – говорит Александр Александрович. – Проявлял требовательность и подсказывал решения в возникавших вопросах начальник отделения Федор Истушкин. Скрупулезно анализировал причины нарушений безопасности движения и охраны труда главный ревизор по безопасности движения поездов отделения дороги Григорий Дита. Необходимую помощь в юридических вопросах оказывала старший юрисконсульт отделения Нина Бродт».
Со станции Колядичи Александр Крисенко снова перешел в отделение дороги. Он руководил грузовым отделом, затем отделом перевозок. А когда в 1992 году на дороге было образовано предприятие «Белинтертранс», учитывая большой опыт и знания, его назначили директором.
Создание такого предприятия вызвано многими причинами. С распадом Советского Союза и разрывом единой сети железных дорог разладилась система плановых централизованных поставок грузов, перестали действовать централизованные расчеты за перевозки и клиенты остались без полного комплекса услуг. На смену пришли многочисленные частные компании. К тому же образовавшиеся на постсоветском пространстве независимые государства ввели собственные валюты.
– Белорусской железной дороге необходимо было сохранить транзитные и экспортно-импортные перевозки, – рассказывает Александр Александрович. – И начальник дороги Степан Шкапич поставил задачу организовать расчеты за услуги через «Белинтертранс» в валютном эквиваленте.
Нашей магистрали это давало возможность приобретать за границей столь необходимые материалы верхнего строения пути, запасные части, новый подвижной состав.
Для Крисенко и его коллектива это была трудная, но важная и интересная работа. В штат «Белинтертранса» набрали профессионалов своего дела. Специалисты побывали в ряде стран Европы, ознакомились с тем, как это дело поставлено у зарубежных коллег.
Сам Александр Крисенко окончил Академию управления при Совете Министров республики (ныне это Академия управления при Президенте Республики Беларусь). «Белинтертранс» взял на себя оказание сопутствующих услуг, в том числе экспедиторских, наработал клиентуру. Уже за первый год его деятельности дорога получила около миллиона долларов. В дальнейшем эта цифра росла.
Одиннадцать лет назад Александр Александрович ушел на заслуженный отдых. За свой безупречный труд он удостоен медали «За трудовую доблесть», знака «Почетному железнодорожнику». Сегодня, сохранив свои силы и энергию, он направляет их на активную общественную работу, являясь заместителем председателя совета ветеранов дороги, и на домашние заботы. Александр Крисенко черпает вдохновение из семьи. С женой Зинаидой Александровной он живет в согласии вот уже 44 года. Две их дочери работают в медицинских учреждениях. А еще счастье для супругов – два внука и две внучки. Им и посвящает много времени Александр Александрович. И вообще, считает ветеран, это хорошо, когда ты чувствуешь, что еще нужен людям.

Станислав САВЧЕНКОВ

Яндекс.Метрика