Осуществить мечту

По воле судьбы он слушал гул винтовых лопастей крылатых машин и перестук колесных пар паровозов. Но славу специалиста высокого класса, мастера своего дела обрел именно на магистрали.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAНа 95-м году ушел из жизни в прошлом заместитель начальника службы пути Управления Белорусской железной дороги Федор Петрович Мишко.
родился он в Украине в большой и дружной семье. был единственным сыном и старшим из четырех детей. Из трех сестер наиболее теплые отношения у него были со средней, Елизаветой. Ее фотографию он пронес в нагрудном кармане гимнастерки через всю войну. Их детская привязанность впоследствии переросла в общую мечту: после войны сестра выбрала железнодорожную специальность и всю жизнь работала на магистрали.
Окончив семь классов, Федор поступил в Конотопский техникум путей сообщения. Когда учился на первом курсе, в Советском Союзе бросили клич: «Дадим стране 20 тыс. летчиков!». И всех учащихся отправили на комиссию в аэроклуб. Из более чем сотни ребят отобрали только троих, в том числе и Мишко. Так и учился: утром и днем – в техникуме, вечером – в клубе.
На заключительные занятия в аэроклуб приехали инструкторы из Одесской истребительной летной школы. Пообщавшись со смышленым, начитанным пареньком, ему предложили продолжить учебу в летном училище.
Дома юноша с восторгом рассказал новость родителям. Но отец не разделил радость сына. И несмотря на то, что Федор очень хотел стать летчиком, он внял совету отца и остался на железной дороге. Тогда и предположить не мог, как тесно в его жизни переплетутся железная дорога и авиация…
После окончания техникума Федора направили на станцию Львов-Главный. В военкомате, среди документов молодого специалиста было и свидетельство об окончании аэроклуба. Ему сразу же выписали повестку и отправили учиться в военно-авиационное училище в Энгельс. Шел 1941 год…
Училище пришлось оканчивать по ускоренной программе – за год и два месяца. Аттестат получил в звании сержанта.
Выпускников всех летных учебных учреждений командировали в запасной истребительный авиационный полк. Выпуск Федора Петровича разделили на три полка, но всех отправили в Сталинград, где в военные годы работал танковый завод. Всю войну Федор Мишко прошел старшим авиационным механиком.
После Сталинграда были бои за освобождение Краснодара, Тамани, городов Крыма, Николаева, Одессы. День Победы встретил в Бухаресте.
За ратные подвиги Федор Мишко награжден медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», «За оборону Сталинграда», орденами Красной Звезды (за освобождение Крыма) и Отечественной войны II степени.
После войны Федор Петрович решил не только вернуться на железную дорогу, но и получить высшее образование. Поступил в Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта имени Л. М. Кагановича. В 1950 году окончил его с отличием по специальности «инженер-строитель по пути и путевому хозяйству».

Федор Мишко (на переднем плане) с делегацией польских железнодорожников

Федор Мишко (на переднем плане) с делегацией польских железнодорожников

По распределению попал в Гомельскую дистанцию пути, затем работал заместителем начальника Могилевской дистанции пути. Через три года возглавил аналогичное оршанское предприятие, а затем и отдел пути Гомельского отделения дороги.
В 1962 году Федора Мишко пригласили в Управление Белорусской магистрали на должность заместителя начальника службы пути. В 1978-м он был удостоен знака «Почетному железнодорожнику». Где бы ни работал, пользовался большим уважением у коллег.
В те годы белорусские путейцы капитально ремонтировали в два раза больше, чем все остальные их коллеги. В семейном альбоме Федора Петровича есть фотография, на которой он и начальник Белорусской магистрали Евгений Юшкевич запечатлены в ходе встречи с делегацией польских железнодорожников во время проведения основных работ по капитальному ремонту пути на Белорусской магистрали.
Тогда поляки хотели перенять наш опыт капитального ремонта пути и даже предлагали белорусским путевым машинным станциям поработать на их железных дорогах.
Федор Петрович написал теоретическую часть для учебного пособия «Технология производства капитального ремонта пути на Белорусской железной дороге», которая была разослана во все библиотеки СССР.
Четверть века он отработал заместителем начальника службы пути магистрали. С этой должности ушел на заслуженный отдых. Как вспоминают коллеги, Федор Петрович Мишко часто повторял:
– Белорусская железная дорога всегда славилась трудолюбивыми и мастеровыми людьми. Они к каждому заданию подходят с огоньком и выдумкой, предлагают рационализаторские идеи, новшества. И в этом – сила нашей стальной магистрали.

Лидия СТАШКЕВИЧ

Яндекс.Метрика