Декабрь
Пн
09
2024

Дорога, которая объединяет

Быть такими же ответственными и трудолюбивыми, ценить каждый прожитый день и наполнять его добрыми созидательными делами… Именно этому учит история железнодорожной династии из Жлобина.

Почетный железнодорожник Герасим Архипович Кравченко

Почетный железнодорожник Герасим Архипович Кравченко

Несколько ее поколений, работников Белорусской железной дороги, преданно служили и продолжают служить магистрали. Своими воспоминаниями о близких людях с нашей редакцией поделилась работница группы техдокументации Жлобинской дистанции сигнализации и связи Ирина Шекова.

…В ее неспешном повествовании – глубокое уважение к тем, благодаря кому сама Ирина Владимировна пришла на Белорусскую железную дорогу и отдала ей многие годы жизни. Перед глазами – пожелтевшие фотографии из семейного архива. На одной из них – дедушка Ирины Шековой Герасим Архипович Кравченко.
– Он родом из деревни Камень Злынковского района Брянской области, – рассказывает собеседница. – В Жлобин приехал по направлению после окончания одного из брянских институтов еще до начала Великой Отечественной. Работал в дистанции сигнализации и связи. Когда началась война, был эвакуирован вглубь страны. Но и там трудился по своему профилю: как мог приближал победный май 1945-го.
После освобождения Жлобина вернулся в ставшие родными места, помогал восстанавливать предприятие, где в дальнейшем продолжил работу в должности главного инженера.
– Характер у него был очень доброжелательный, легкий, – продолжает рассказ Ирина Владимировна. – Но когда разговор касался работы, шуткам не было места: он сразу становился предельно серьезным и внимательным. Жил дедушка буквально в трех минутах ходьбы от предприятия, поэтому ему не составляло никакого труда при необходимости выйти на работу. К тому же у него в квартире был установлен служебный телефон (большая редкость по тем временам). В общем, с родной дистанцией он был постоянно на связи. Герасима Архиповича уважали как высококлассного специалиста и отзывчивого человека. Его труд на благо страны и Белорусской железной дороги был отмечен многими высокими наградами – орденами Ленина и Красной Звезды, знаком «Почетному железнодорожнику».
Не так давно Ирина Владимировна узнала, что на малой Родине дедушки в Брянской области создается своя Книга Памяти. Среди известных уроженцев региона будет и имя Герасима Архиповича – необходимые документы о его жизненном и трудовом пути Ирина Шекова в ближайшее время отправит составителям книги.

Тамара Герасимовна Кравченко 42 года отработала в Жлобинской дистанции сигнализации и связи

Тамара Герасимовна Кравченко 42 года отработала в Жлобинской дистанции сигнализации и связи

В 1947 году в Жлобинскую дистанцию сигнализации и связи пришла работать мама Ирины Владимировны – Тамара Герасимовна Кравченко. Начинала она рабочим связи. А после окончания Московского профильного техникума была назначена электромехаником ЛАЗа. И в этой должности трудилась до 1989-го – 42 года!
– В детстве я часто приходила на работу к маме, – вспоминает Ирина Шекова. – От мигающих разноцветных огоньков просто захватывало дух. В силу своего возраста я тогда не понимала, как функционирует то или иное оборудование. Но было осознание того, что от моей мамы зависит стабильная и безопасная работа Белорусской железной дороги. Помню, как мы всей семьей ездили поездами в Гомель или на море: впечатлений было хоть отбавляй!
За высокий профессионализм Тамара Герасимовна была награждена медалью «За доблестный труд», значком «Отличник связи», грамотами «За долголетний и безупречный труд», «За участие во внедрение новшеств», является ветераном труда, о чем говорит соответствующая медаль.
– Многие удивляются тому, что мама столько лет посвятила дороге, – рассуждает Ирина Владимировна. – Чтобы понять это, нужно было жить в то время. Мама была из того поколения, которое очень дорожило и гордилось своей работой. Поэтому получился такой весомый стаж.
Владимир Тимофеевич Царев – отец Ирины Шековой. Сам он не из железнодорожной семьи, но магистраль в его жизни сыграла особую роль. Впрочем, не только она…

Владимир Тимофеевич Царев четверть века трудился на магистрали

Владимир Тимофеевич Царев четверть века трудился на магистрали

Владимир Тимофеевич родом из Одесской области, рос без родителей. В начале войны его вывезли на Урал и определили в один из детских домов. Но уже в 1941-м парень получил аттестат и ушел на фронт. Участвовал в освобождении Беларуси, награжден медалью «За боевые заслуги». О войне он говорил редко, но те скупые воспоминания навсегда остались в памяти его близких. К примеру, рассказывал, как обеспечивалась безопасность движения поездов. Опасаясь налетов фашистской авиации, Владимир Царев и его боевые товарищи перевязывали верхушки деревьев, создавая таким образом живой тоннель для прохождения составов. Немецкие самолеты не замечали такую искусную маскировку и летели дальше…
В годы войны Владимир Тимофеевич получил ранение. А после госпиталя его направили в Ленинградское училище военных сообщений (в настоящее время это Военно-транспортный университет железнодорожных войск Российской Федерации). До 1968 года он служил в железнодорожных войсках – сначала на Урале, затем в Казахстане, а потом его часть перебросили в Жлобин. После увольнения из армии осенью 1968 года он устроился в местную дистанцию сигнализации и связи монтером связи. Работал на предприятии до 1993 года.
– Отец был очень разносторонним человеком, его талант проявлялся во многих областях, – говорит Ирина Владимировна. – Особую страсть питал к музыке (в детском доме играл в самодеятельном симфоническом оркестре!). В годы работы в дистанции ни одно торжественное или праздничное мероприятие не обходилось без его выступлений. В основном он играл на аккордеоне. Не раз признавался, что хотел стать музыкантом, но судьба распорядилась по-другому: он стал военным, а затем и железнодорожником.
А еще он был искусным художником, писал графические картины. Вся наглядная агитация в школе, где я училась, – его рук дело. До сих пор в учебном заведении хранится его уникальная работа: таблица Менделеева, нарисованная на оргстекле, да еще со множеством мигающих лампочек разного цвета. Дети были просто в восторге от этого «учебного пособия» и предмет изучали с большой охотой.
Владимир Тимофеевич был также хорошим спортсменом. Особенно уважал лыжные гонки. В семье до сих пор вспоминают его военные лыжи – короткие и очень широкие. Бывало, в снежную и морозную погоду он привязывал санки с дочерью к своим лыжам и тянул их вперед – словно мощный локомотив изящный вагончик…

Ирина Владимировна Шекова продолжила семейную традицию

Ирина Владимировна Шекова продолжила семейную традицию

Сама Ирина Шекова окончила школу в Жлобине и в 1986 году пришла работать на то же предприятие, где трудились ее близкие. Ее первая должность – телефонистка. Без отрыва от производства поступила в брестский отраслевой техникум (сегодня – колледж) на специальность «автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте». Во время учебы была переведена на должность электромеханика КИПа СЦБ.
Окончила учебное заведение в 1990 году. Это был сложный период для страны. Но в отличие от многих других предприятий Белорусская железная дорога и тогда оставалась стабильной отраслью. Поэтому Ирина Владимировна не меняла место работы. С 2002-го трудится в группе технической документации. А в нынешнем году она отмечает 30-летие на магистрали.
…Наша неторопливая беседа прерывается неожиданным признанием Ирины Владимировны:
– Знаете, а ведь в моей жизни все могло быть по-другому. В школе я очень любила писать сочинения, всерьез думала поступать на филологический факультет. Даже документы завезла. Но на экзамен не поехала. Наверное, вмешалась судьба.
Впрочем, любовь к творчеству и к художественной литературе в ней живет до сих пор. Нередко Ирина Владимировна приходит в библиотеку, хотя домашнее книжное собрание тоже очень обширно. Железнодорожница считает, что по-настоящему интеллигентный и образованный человек просто обязан знать классиков и постоянно заниматься самообразованием. Об этом она не устает напоминать и своим детям. Ирина Шекова активно участвует во всех мероприятиях, проводимых профсоюзным комитетом дистанции. Очень любит спорт. Защищает честь родного предприятия в соревнованиях по плаванию, лыжным гонкам, стрельбе из пневматической винтовки, боулингу… А еще находит время, чтобы вместе с близкими сходить на каток и путешествовать.
К слову, сыновья Ирины Владимировны уже взрослые, и каждый из них выбрал в жизни свой путь. Как и мама, в свое время они окончили музыкальную школу – старший Андрей по классу фортепиано, младший Никита – по классу аккордеона. Андрей окончил медицинский университет в Гомеле и вместе с супругой работает в одной из жлобинских больниц. Младший отслужил в армии, окончил БелГУТ. Планирует, как и многие в семье, связать свою жизнь с Белорусской железной дорогой. Возможно, уже в ближайшее время его планы осуществятся. А это значит, что он продолжит отсчет страниц в летописи уважаемой династии железнодорожников.

Дмитрий ВЛАДИМИРОВ

Яндекс.Метрика