Октябрь
Пн
07
2024

Балльность улучшили наплавкой

Наплавку рельсов на перегоне Дрогичин – Трудовая произвели специалисты участка по восстановлению элементов верхнего строения пути Жабинковской дистанции.

IMG_0080

Наплавку металла контролирует электрогазосварщик Павел Данилюк

Им потребовалось около четырех часов, чтобы с помощью специального оборудования «вылечить» поврежденный участок и проверить качество работы. Со своей задачей железнодорожники справились на отлично. Уже к обеду путейцы закончили наплавку: как будто и не было повреждения рельсов.

Этот околоток обслуживает бригада путейцев под руководством дорожного мастера Сергея Гилевича. Чтобы железнодорожное полотно было в хорошем состоянии, Сергей Степанович с подчиненными регулярно выполняет визуальный осмотр пути. Особое внимание уделяют стрелочным переводам и рельсам, где из-за большой нагрузки чаще образуются дефекты или износ металла.
Недалеко от остановочного пункта Дрогичин-Город располагалось то самое «проблемное» место, которое требовало ремонта. С раннего утра сюда прибыли специалисты Жабинковской дистанции пути – электрогазосварщики Артур Бойцун и Павел Данилюк, руководил работой мастер участка по восстановлению элементов верхнего строения пути Владимир Скочиковский. Приехали сюда не поездом, а на грузовом автомобиле. Так удобнее: можно и оборудование доставить, и без проблем подъехать к любому участку пути.

Расплавденный метал укладывается на поврежденное место

Расплавденный метал укладывается на поврежденное место

– Здесь находятся рельсы, которые по своему износу еще нельзя отнести к дефектным – у них «закатался» металл глубиной до 4 мм на стыках, поэтому обойдемся наплавкой нескольких новых слоев, – со знанием дела ставит задачу подчиненным Владимир Скочиковский. Мастером участка он работает последние три года, а его общий стаж в дистанции – 15 лет. И добавляет: – Машинистам уже выдано предупреждение на ограничение скорости по участку, поэтому можно приступать.
Первым делом в целях безопасности и обозначения места работ специалисты выставили соответствующие знаки, предупреждающие локомотивные бригады о снижении скорости движения поездов. Во время выполнения ремонта здесь постоянно находился бригадир Сергей Максимович, который обеспечивает безопасность производства работ. Ведь от качества ремонта зависит не только балльность пути, но и безопасность движения на этом перегоне.

Мастер участка Владимир Скочиковский проверяет температуру нагрева рельса

Мастер участка Владимир Скочиковский проверяет температуру нагрева рельса

Прежде чем приступить к самой наплавке, необходимо отшлифовать головку рельса болгаркой. Эту задачу выполняет электрогазосварщик 4-го разряда Артур Бойцун. С помощью инструмента он профессионально снимает необходимый слой металла толщиной до 2 мм, тем самым подготавливает гладкое основание для дальнейшей наплавки. Затем необходимо подогреть обработанное место специальной газовой горелкой. Ее закрепляют вдоль рельса и подают газ – пропан.
– Металл разогреваем приблизительно до 400 градусов, чтобы наплавляемый слой лучше держался, – рассказывает Владимир Алексеевич. – Температуру контролируем точным прибором – электронным термометром. Когда достигли ее, снимаем горелку и ставим на это же место сварочное оборудование французского производства Translamatic. С ним виртуозно справляется второй электрогазосварщик 6-го разряда Павел Данилюк.
Не теряя времени, чтобы нагретый участок не остыл, специалист приступает к настройке оборудования. Оно универсальное, работает в автоматическом режиме без участия человека.
– Сначала определяю площадь поврежденного места на рельсе, задаю программу сварочной машине, которая в течение 5 – 10 минут уже наплавит первый слой с помощью порошковой проволоки, – объясняет Павел Данилюк. – В зависимости от степени повреждения их может быть несколько – обычно два или три. Раньше мы использовали электродуговую сварку, однако современный метод намного эффективнее. Получается и быстрее,
и качественнее.
В процессе ремонта по перегону постоянно следуют пассажирские и грузовые поезда, поэтому путейцам приходится временно останавливать работу. Интересуюсь у них, почему не было предоставлено «окно»?

Так выглядит рельс с наплавленным слоем металла

Так выглядит рельс с наплавленным слоем металла

– Поезда, проезжая по месту самой наплавки, выполняют так называемую проковку металла, – объясняет Владимир Скочиковский. – То есть придают ему еще большую прочность. В отсутствие движения мы используем проковочный пистолет, который работает по принципу отбойного молотка. Получается такой же эффект. Через несколько недель поезда так зашлифуют место, где мы наплавили металл, что его невозможно будет отличить от целого рельса.
У жабинковских путейцев самый большой опыт по наплавке среди других предприятий Белорусской магистрали. В 2013 году они были первыми, кто получил для эксплуатации новое оборудование Translamatic. С тех пор на обслуживаемых ими участках от Жабинки до станций Лунинец и Лесная наплавили около 90 крестовин и 200 концов рельсов. Тем самым продлили срок службы элементов верхнего строения пути и сэкономили денежные средства.

После шлифовки рельса он готов к эксплуатации

После шлифовки рельса он готов к эксплуатации

– Новая крестовина стоит более 10 тыс. деноминированных рублей, а восстановить ее выходит в десять раз дешевле – и это включая материалы, транспортные расходы и нашу зарплату, – говорит Владимир Алексеевич. – Экономия – существенная, а качество – на высоте. К примеру, первую крестовину марки 1/9 наплавили в качестве эксперимента еще в октябре 2013 года, и она до сих пор не вышла из строя. То же самое можно сказать и про рельсы – все, что мы ремонтировали, еще пригодно для эксплуатации.
Прежде чем приступить к работе на новом сварочном оборудовании, электрогазосварщики Павел Данилюк и Артур Бойцун повысили квалификацию на курсах в Барановичах. Они уже освоили такие методы ремонта, как наплавка концов рельсов и восстановление крестовин. В октябре нынешнего года – снова обучение. На этот раз будут учиться наплавлять остряки стрелочных переводов и устранять другие дефекты в плетях. По мнению специалистов, их работа сложная, но интересная.
Бригадир Сергей Максимович, который все время находился на перегоне, остался удовлетворен качеством ремонта. Он отметил, что раньше эта рельсошпальная решетка эксплуатировалась на главном ходу, где скорость движения поездов достигала 140 – 160 км/ч. По истечении срока службы ее уложили на данном перегоне – скорости поездов здесь ниже (до 100 км/ч). А поскольку сейчас рельсам продлили жизнь, они еще смогут послужить не один год.
В дальнейшем специалисты продолжат наплавку рельсов и восстановление крестовин на других перегонах. Это значит, что километров с неудовлетворительной оценкой станет меньше, а балльность пути – лучше.

Юрий ФЕДОРЕНКО

Яндекс.Метрика