Провести дорогой знаний
Преподавателя сравнивают то с Прометеем, несущим людям спасительный огонь, то с легендарным Данко, отдавшим свое пылающее сердце. В каждом из этих сравнений есть доля истины. Но ни одно из них в полной мере не отражает труд человека, отдавшего жизнь образованию молодого поколения.
Николай Моторин посвятил 45 лет своей жизни подготовке кадров для Белорусской железной дороги. За эти годы он дал путевку в жизнь тысячам машинистов тепловозов, электровозов, дизель-поездов и электропоездов. Несмотря на почтенный возраст (76 лет), Николай Иосифович по-прежнему передает свои знания будущим локомотивщикам и использует свой многолетний опыт для внедрения новых форм и методов обучения и воспитания учащихся Гомельского колледжа – филиала БелГУТа отделения «тяговый подвижной состав».
Родился Николай Иосифович в 1940 году в районном центре Кантемировка Воронежской области. С детства был знаком с тонкостями работы на железной дороге: отец работал дорожным мастером в дистанции пути и часто рассказывал сыну о трудовых буднях.
В 17 лет молодой человек устроился сезонным путевым рабочим в Кантемировскую дистанцию пути Юго-Восточной железной дороги, а через год его приняли в штат. Поступил в Ртищевское железнодорожное училище № 3 по специальности «бригадир по текущему содержанию пути». За отличную учебу перспективного и трудолюбивого парня распределили в местную дистанцию, где он за два года вырос со старшего путевого рабочего до бригадира. А дальше по комсомольской путевке отправился проходить службу на Балтийский флот.
– Именно тогда я влюбился в технику, – признается мой собеседник. – За четыре года до болтиков изучил «сердца» боевых кораблей, на которых пришлось служить: крейсер «Комсомолец», эсминец «Цель», эскадренные миноносцы. Их дизельные установки во многом совпадают с техническими характеристиками тягового подвижного состава. Поэтому в 1965 году решил продолжить учебу и поступил в БИИЖТ. Только поменял специализацию: начал изучать тепловозы и тепловозное хозяйство. На то время здесь была сильнейшая учебная база по подготовке кадров для стальной магистрали.
В годы учебы Николай Моторин параллельно работал помощником машиниста в локомотивном депо Гомель. Когда в 1970-м пришел сдавать экзамен на право управления тепловозом, начальник службы локомотивного хозяйства Валентин Разумилов отметил глубокие знания по специальности тогда еще студента БИИЖТа Моторина. Молодому специалисту предложили поделиться своими знаниями и опытом со слушателями Гомельской технической школы машинистов локомотива (сегодня Дорожный центр по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров). Здесь Николай Иосифович и остался: 14 лет он преподавал спецдисциплины, а 23 года был заместителем начальника по учебно-производственной работе.
Его педагогическая работа всегда была направлена на укрепление учебно-материальной базы. Неудивительно, что именно его в 1978 году назначили заместителем начальника по учебно-производственной работе в дортехшколе. Опытный педагог внес большой вклад в развитие транспортной науки и подготовку молодых специалистов. Под его руководством создавались и внедрялись в учебный процесс действующие тренажеры и различные технические средства обучения, публиковались научные и учебно-методические работы, пособия. Они и сегодня помогают преподавателям качественно проводить занятия, а будущим машинистам – приобретать полезные навыки и приемы управления локомотивом. В период перехода Белорусской железной дороги на электрическую тягу Николай Моторин вместе с коллегами-преподавателями окончил курсы в Воронежской дорожной технической школе по специальности «машинист электровоза переменного тока». В 1987 году совместно с преподавателем дортехшколы Станиславом Крупеней Николай Иосифович издал учебник «Управление тепловозом, дизель-поездом и их техническое обслуживание» под редакцией заместителя министра путей сообщения СССР Сергея Присяжнюка. Это издание и сегодня остается настольной книгой для учащихся профильных учебных заведений и локомотивных бригад.
В 2008 году Николай Моторин продолжил работу в отраслевом колледже, где преподавал спецдисциплины на отделении «тяговый подвижной состав». Он сразу же начал объединять талантливых ребят в кружки технического творчества.
Обладая высоким профессионализмом, организаторским талантом, Николай Моторин за короткое время сумел добиться хороших результатов: кружковцы собрали электрические схемы всех имеющихся на дороге тепловозов, электровозов и моторвагонного подвижного состава. Кроме того, был усовершенствован пульт управления тренажера тепловоза серии 2ТЭ10У, создан тренажер для изучения тепловоза 2М62 с пультом задания неисправностей, модернизирована высоковольтная камера электровоза ВЛ80с.
– Мы делали плакаты, учебные электрические схемы и другие технические средства обучения, – вспоминает машинист локомотивного депо Минск Александр Хованский. – Нас увлекало умение нашего наставника использовать нестандартные методы преподавания. Да и темы дипломных проектов у Николая Иосифовича всегда были актуальные, приближенные к реальной жизни, требующие исследований.
Поэтому многие выпускники колледжа, бывшие кружковцы, не забывают своего любимого преподавателя: они приходят к Николаю Иосифовичу, чтобы поделиться своими мыслями, получить дельный совет и пополнить знания.
За плодотворную многолетнюю работу в сфере образования и подготовку высококвалифицированных кадров Николай Моторин отмечен знаком «Почетному железнодорожнику» и «Выдатнік Беларускай чыгункі».
Сегодня учебные классы отраслевого колледжа представляют собой тренажерные комплексы электровозов и тепловозов различных серий. Будущие машинисты на практике осваивают все особенности управления подвижным составом. И такой подход к учебному процессу дает хорошие результаты: с внедрением тренажерных комплексов подготовка специалистов для локомотивного хозяйства Белорусской железной дороги значительно улучшилась.
Лидия СЕРГЕЕВА