Профессионалы и в воздухе, и на земле

Повысить надежность устройств электроснабжения и безопасность движения поездов помогут новые железобетонные опоры, массовую замену которых на участке Могилев-2 – Старосельский в нынешнем сезоне производят работники Могилевской дистанции электроснабжения. Вместе с ними на линии побывал и корреспондент отраслевого издания.

Работники дистанции снимают провода с траверсы на старой опоре линии электропередачи

Работники дистанции снимают провода с траверсы на старой опоре линии электропередачи

С восьми утра на производственной базе дистанции многолюдно: оперативно-ремонтная бригада готовится к выезду на станцию Тощица. Там предстоит установить две повышенные железобетонные опоры, оснастить их новыми траверсами, перевести линии электропередачи и поездной радиосвязи, демонтировать пришедшие в негодность устройства.

Готовы к трудностям

Руководитель работ – электромеханик Сергей Панченков – первым делом уточняет последние сводки прогноза погоды. Мимолетно и сам бросает взгляд на небо. Если на горизонте затяжной грозовой фронт, выезд придется отложить: работать на линии в непогоду нельзя. Но сегодня небесная канцелярия благосклонна к железнодорожникам. Сергей Викторович заполняет необходимую документацию, проводит инструктаж своей команды, дает последние указания, проверяет наличие необходимых материалов и оборудования.
Звучит команда «по машинам!», и колонна техники трогается с места. Путь предстоит неблизкий: по магистрали от Могилева до Тощицы почти 80 км, а на автомобиле – и того больше. Но для работников дистанции ежедневно преодолевать внушительные расстояния – дело привычное. Ведь общая протяженность обслуживаемых ими кабельных линий электропередачи составляет около 350 км, воздушных – 1670 км, контактной сети – свыше 337 км.
Асфальтированная дорога сменяется гравийной, а после и вовсе проселочной, петляет среди небольших деревень, проходит через лес. Спустя полтора часа оказываемся на месте. К этому времени июльское солнце настолько раскалило воздух, что хочется быстрее спрятаться в тень…

Установка удлиненной железобетонной опоры с помощью крана

Установка удлиненной железобетонной опоры с помощью крана

Две новые железобетонные опоры уже ждут своей очереди на установку. Их на станцию доставили накануне с помощью тяжеловесной автомобильной техники – трала. Здесь же опоры нарастили двухметровыми железобетонными столбами для обеспечения «габарита» над посадочной платформой и станционной площадкой.
– Этими повышенными опорами заменят старые деревянные, которые эксплуатировались на участке с 1971-го, – очерчивает фронт предстоящих работ Сергей Панченков. – Длина каждой новой опоры в собранном виде – свыше 11 м. Расстояние между точками их установки около 50 м. Две опоры стандартной длины мы установили еще вчера. Сегодня планируем завершить все работы на Тощице и в последующие дни переместиться на другой участок.

Привычная работа

Своевременная замена опор – в списке повседневных задач дистанции электроснабжения. Первым делом электромонтеры отключают напряжение на данном участке, вывешивают плакаты, производят другие технические мероприятия. Как только линия переведена в ремонт – снимают провода с изоляторов.
– Здесь проходят две линии электропередачи. Напряжение на каждой – 10 кВ, – продолжает руководитель работ. – Эти линии являются основным и резервным источниками электроснабжения для устройств СЦБ, станционных зданий и сооружений, бытовых помещений околотка дистанции пути, оборудования на перегоне. Кроме того, на нижней траверсе закреплен волновод – поездная радиосвязь. Это зона ответственности специалистов Могилевской дистанции сигнализации и связи, которые также прибыли к месту проведения работ и трудятся бок о бок с электриками.

За пультом управления бурильно-крановой машиной водитель Ален Бабаян

За пультом управления бурильно-крановой машиной водитель Ален Бабаян

С ювелирной точностью

В помощь людям – и специализированная техника. Тон задает бурильно-крановая машина, которой управляет водитель Ален Бабаян. Он разворачивает свою установку и погружает мощный бур в землю в намеченной точке. Несколько минут – и перед нами двухметровая скважина. С помощью крана и строп основание новой удлиненной опоры заводят в углубление, а верхнюю ее часть располагают строго вертикально.
Точность установки со стороны, подавая условные сигналы машинисту, контролирует Сергей Панченков. Самый сложный этап остается позади. Работники дистанции засыпают скважину и укрепляют основание опоры грунтом. Одновременно неподалеку, на асфальтированной площадке, ведется монтаж изоляторов на новые траверсы. К слову, металлические конструкции своими силами изготовлены на производственной базе предприятия.
Затем с помощью автовышки электромонтеры устанавливают траверсы на опору. Работа на высоте требует повышенной концентрации внимания, аккуратности, соблюдения всех мер предосторожности. Труженикам дистанции удается преодолеть все сложности и за короткий промежуток времени закрепить не только сами траверсы, но и провода к ним, демонтировать старые устройства электроснабжения. Постепенно фронт работ смещается на несколько десятков метров влево, где будет установлена еще одна новая удлиненная железобетонная опора.

Засучив рукава

– Вся бригада трудится сплоченно. Каждый знает, за что он отвечает, что и когда должен делать, – говорит Сергей Викторович. – Отдельные слова благодарности – руководству «Могилевгрузсервиса», которое выделило нам в помощь специализированную технику – автомобильные кран и вышку.
В коллективе бригады есть те, кто в дистанции электроснабжения более десятка лет. Сам Сергей Панченков пришел на предприятие в 2002-м. окончил могилевское училище машиностроения, заочно учился в оршанском отраслевом колледже. Начинал с должности электромонтера, а последние пять лет работает электромехаником.

Электромонтер Илья Геренцев монтирует изоляторы на новой траверсе

Электромонтер Илья Геренцев монтирует изоляторы на новой траверсе

Среди новичков в коллективе – электромонтер Илья Геренцев. Он также выпускник оршанского отраслевого ссуза, а в настоящее время – студент заочного отделения Гомельского государственного технического университета имени П. О. Сухого. Особо руководство предприятия отмечает работу электромонтеров Василия Лазовикова и Ивана Позднякова, которые новичкам передают свой богатый опыт.
На время ремонта изменился и привычный ритм работы станции Тощица. Из-за отсутствия электричества объявлять о прибытии поездов дежурному приходится устно, выходя на перрон. Но пассажиры к этому относятся с пониманием. Ведь в дальнейшем новые устройства будут работать исправно, уменьшится количество нештатных ситуаций, связанных с их отказами.

Подтвердили класс!

К концу рабочего дня труженики дистанции справляются с поставленной на сегодня задачей. Электроснабжение на участке восстановлено. В ближайшее время могилевчане продолжат замену деревянных опор на новые железобетонные в местах перехода ВЛ-10 кВ через автомобильные дороги. При выполнении этих работ также производится частичная замена голого провода на изолированный, прежних изоляторов – на новые, деревянных траверс – на металлические конструкции. Всего с начала года в зоне ответственности дистанции установлено 63 новые опоры на 15 переходах. До конца 2016-го предстоит заменить еще около 20 опор на пяти переходах.
Своевременно выполняются работы и в части содержания устройств электрификации и электроснабжения, выполнения графика планово-предупредительного и текущего ремонтов технических средств, находящихся на балансе предприятия. Так, капитально отремонтирована кабельная линия дистанционного управления разъединителями контактной сети на участке о. п. Юбилейный – о. п. Советский, кабельная линия 10 кВ от трансформаторной подстанции № 33 до трансформаторной подстанции № 30 на станции Осиповичи.
Свои коррективы в работу электриков то и дело вносит природа. Специалистам не раз приходилось в сжатые сроки устранять последствия ураганов, которые прокатились по нашей стране. Например, на выполнение текущего ремонта ВЛ-10 кВ на участке о. п. Орсичи – о. п. Мошны было затрачено более 140 млн. неденоминированных рублей. Коллектив Могилевской дистанции электроснабжения в очередной раз продемонстрировал высокий профессионализм и слаженность в обеспечении безопасности движения поездов, комфортного перемещения грузов и пассажиров на вверенном участке магистрали.

Андрей ИВУТЬ

Яндекс.Метрика