Дорога, ставшая судьбой
Судьба Николая Аверьянова тесно связана с Барановичским отделением дороги. Здесь он прошел все ступеньки карьерной лестницы, почти два десятилетия был первым заместителем начальника отделения.
В свои 88 кавалер орденов «Знак Почета» и «Трудового Красного Знамени», почетный железнодорожник Николай Аверьянов по-прежнему активен. К его авторитетному мнению многие прислушиваются, а до недавнего времени он еще вел работу в совете ветеранов.
Николай Аверьянов родился в деревне Бронница Буда-Кошелевского района Гомельской области. После окончания школы поступил в Гомельский техникум железнодорожного транспорта:
– Мой дядя по матери, Антон Тризна, пришел работать на железную дорогу еще в царское время. В Могилеве, затем в Смоленске был составителем поездов, стрелочником. Когда заезжал погостить, советовал и мне держаться железной дороги, – улыбается Николай Михайлович. – После освобождения Гомельской области железнодорожный техникум вернулся из эвакуации, и я поехал туда учиться.
По окончании учебного заведения в 1948 году парня направили на станцию Жлобин. Начинал техническим конторщиком, потом трудился дежурным по путям, маневровым диспетчером, старшим помощником, а затем и заместителем начальника станции. В 1954 году Николая Михайловича назначили начальником станции Брест-Северный.
– Эта станция – своеобразная «железнодорожная академия» для оттачивания практических навыков, – говорит Николай Аверьянов. – В первую очередь – в организации всех перевозок: негабаритных грузов, контейнерных, разрядных, воинских, народно-хозяйственных. Станция имела важное значение, так как туда поступал весь импорт из европейских стран.
Здесь Николай Михайлович приобрел ценный опыт по организации экспортно-импортных перевозок. В 1965 году заочно окончил БИИЖТ. А в 1968-м был назначен первым заместителем начальника Барановичского отделения.
– В то время по станциям Свислочь и Берестовица возросли объемы международных перевозок. Мой опыт оказался востребованным, и начальник дороги Евгений Юшкевич назначил меня на эту должность. Особенность таких перевозок была в том, что их пик приходился всегда на конец года –
ноябрь-декабрь. Поставки из-за границы, в основном из ГДР, активизировались, а у нас возникали проблемы с подвижным составом, в который необходимо было перегружать продукцию. В то время каждый год мне буквально приходилось по месяцу-два жить у границы безвыездно, лично контролировать ситуацию, – вспоминает Николай Михайлович.
За эту работу Николай Аверьянов получил не только правительственные награды СССР, но и был отмечен в других странах. В его коллекции есть медаль «За заслуги в деле железнодорожных перевозок ГДР» I степени и знак «Передовой железнодорожник Польской Народной Республики».
Напряженной, вспоминает Николай Михайлович, была работа в отделении во время перевода стрелок и сигналов с ручного управления на электрическое. Тогда это было сделано на всех станциях, кроме Свислочи. Строительство и введение в эксплуатацию станции Ситница в 1974 году также проходило под непосредственным руководством Николая Аверьянова.
– Этот объект контролировал Центральный Комитет компартии БССР. Тогда Ситница имела рабочее название Гравийная. Чтобы уложиться в сроки, приходилось брать на себя ответственность за многие нестандартные решения. После запуска станции появилась еще одна проблема: завод работал в три 8-часовые смены, а железная дорога – в две 12-часовые. Из-за этого простаивали вагоны, и работа станции приостанавливалась. Пришлось приложить немало усилий, чтобы предприятие подстроилось под работу магистрали.
После 19 лет на посту первого заместителя начальника Барановичского отделения Николай Михайлович еще три года возглавлял райпрофсож. После ухода на заслуженный отдых связь с магистралью не потерял – состоял в президиуме отделенческой организации ветеранов, и работу эту оставил только в мае 2016-го.
Все годы по жизни с Николаем Михайловичем идет и его супруга. С Людмилой Карловной он познакомился во время работы в Жлобине:
– По распределению после окончания Московского транспортно-экономического института к нам приехала молодая выпускница. Я тогда исполнял обязанности начальника станции.
Представил девушку коллективу и назначил ее старшим весовщиком. Сейчас эти функции выполняют приемосдатчики груза и багажа. Вскоре мы зарегистрировали брак. С тех пор вместе – больше 60 лет! Вырастили двух сыновей, а сегодня души не чаем в троих внуках и правнуке.
Елена КРАВЕЦ