Сентябрь
Пн
09
2024

Операция «Ликвидация»

На станции Лунинец Барановичского отделения состоялись оперативно-тактические учения по ликвидации аварийной ситуации с контейнером-цистерной при перевозке желтого фосфора.

24-1…Тишину размеренного летнего утра в Лунинце нарушают пронзительные сигналы пожарных машин и карет скорой помощи. Спецтехника мчится к железнодорожной станции. По легенде учений в сортировочно-отправочном парке при производстве маневровой работы со скоростью, больше установленной, произошло столкновение вагонов. С рельсов сошла платформа, груженая двумя контейнерами-цистернами с опасным грузом – желтым фосфором. Одна из них получила повреждения, и вещество воспламенилось. При столкновении травмирован составитель поездов, ему требуется медицинская помощь.
В учениях приняли участие представители служб Управления Белорусской железной дороги, аппарата Барановичского отделения, пожарных аварийно-спасательных поездов других отделений магистрали, формирования гражданской обороны Лунинецкого железнодорожного узла и работники дежурных смен его предприятий, Лунинецкого районного отдела по чрезвычайным ситуациям и другие экстренные службы. Руководил аварийно-спасательными и восстановительными работами заместитель начальника Барановичского отделения Михаил Володько.
Четкие и слаженные действия всех участников – зрелище поистине захватывающее. Машинист маневрового локомотива докладывает о ситуации дежурному по станции и оказывает первую помощь пострадавшему составителю поездов. Дежурный по станции оповещает экстренные службы, а также по громкоговорящей связи информирует об опасности всех находящихся в пределах станции. К месту аварии направляются местный пожарный аварийно-спасательный поезд и восстановительный поезд Барановичи, освобождаются пути для приема этих составов.
– Любая железнодорожная станция характеризуется повышенной пожароопасностью из-за отсутствия наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения, а также наличия значительного количества легковоспламеняющихся жидкостей и других горючих материалов. А пути усложняют прокладку рукавных линий. Этим объясняется необходимость проведения таких учений не только для личного состава пожарных аварийно-спасательных поездов, но и для подразделений МЧС, – говорит старший дорожный инспектор по пожарной безопасности общетехнической службы Олег Новиков.
37-1Тем временем зона ликвидации чрезвычайной ситуации ограждается, работники действуют в защитных костюмах Л-1 со средствами индивидуальной защиты органов дыхания. К месту аварии оперативно направляют погрузчик: при разливе желтого фосфора необходимо создать защитные земляные валы для предотвращения его растекания.
За считаные минуты прибывают расчеты Лунинецкого районного отдела по чрезвычайным ситуациям (три автоцистерны и автолестница) и пожарный аварийно-спасательный поезд станции Лунинец. Из зоны поражения эвакуируется пострадавший составитель поездов, его передают бригаде скорой помощи.
ПАСП – основная оперативно-тактическая единица для ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами и тушения пожаров. В составе поезда – несколько вагонов, в том числе две цистерны, каждая из которых вмещает 53 тонны воды. Поезда первой категории имеют вагононасосные станции для перекачки опасных грузов. Сегодня на Белорусской железной дороге действуют 18 ПАСП.
Работники ПАСП совместно с сотрудниками МЧС прокладывают рукавные линии – готовятся к так называемой пенной атаке. При горении фосфор выделяет густой белый дым, который опасен токсичными соединениями первой категории и наносит экологии и здоровью человека огромный вред. Поэтому первым делом в сторону условно горящей цистерны направляют тонкораспыленную струю воды для осадки токсичного облака. «Запитка» водой пожарных автомобилей производится от ПАСП, так как другие водоисточники вблизи зоны поражения отсутствуют. На горящую цистерну из УКТП «Пурга» подается воздушно-механическая пена для изоляции желтого фосфора от кислорода. Одновременно ее распыляют и с автолестницы АЛ-30. Созданная пенная «подушка» предотвращает доступ кислорода к фосфору. Огонь потушен!
Теперь у работников ПАСП еще одна не менее важная задача – необходимо устранить течь из контейнера-цистерны. Сделать это нужно путем наложения пневматического копья на условную пробоину. Личный состав в химических защитных костюмах с подбором воздуха подносит к месту повреждения пневмокопья. Действия специалистов осложняются высокой температурой воздуха: термометры в этот день показывают 300С. Несколько минут – и течь также успешно устранена. В целом на локализацию чрезвычайной ситуации понадобилось менее
получаса.
41– Барановичское отделение имеет все необходимое пожарное и аварийно-спасательное оборудование согласно нашему стандарту, в том числе пневматические копья, которые позволяют оперативно устранить пробоину в контейнере-цистерне, – комментирует Олег Новиков.
Далее проводятся работы по изъятию зараженного грунта с его последующей утилизацией. Личный состав действует в аппаратах защиты органов дыхания. В соответствии с нормативами непрерывно использовать их можно до 40 минут. Цистерна с желтым фосфором заполняется водой для предотвращения повторного возгорания.
Анализ грунта показывает, что опасные вещества нейтрализованы. Можно начинать следующий этап. Поступает команда о начале восстановления инфраструктуры: к делу подключается восстановительный поезд Барановичи. Его задача – с помощью высокотехнологичного оборудования вернуть сошедшие с рельсов цистерны на прежнее место. Работать можно уже без средств индивидуальной защиты.
– Поднять подвижной состав и установить его на рельсы в данном случае получится с помощью железнодорожного крана либо гидравлической установки. Мы будем использовать второй
вариант, – комментирует начальник восстановительного поезда Барановичи Анатолий Голец. – Это немецкая гидравлическая установка «ХЕШ». Передвижной домкрат позволяет поднимать грузы массой до 120 тонн и перемещать их, чтобы затем точно вернуть на рельсы подвижной состав.
Мы наблюдаем, как специалисты «центруют» тележки вагона над рельсами и медленно их опускают. С такой задачей справились успешно. С этого момента последствия чрезвычайной ситуации считаются полностью ликвидированными. Руководство штаба ликвидации аварийной ситуации дает разрешение на возобновление движения поездов и выполнение маневровой работы.

– Учения по ликвидации чрезвычайных ситуаций с опасными грузами проводятся на Белорусской железной дороге регулярно, – говорит заместитель главного дорожного ревизора по безопасности движения поездов Николай Улащик. – Предыдущие проверки готовности проходили в Полоцке и Осиповичах. Но с таким видом опасного груза, перевозимого в контейнерах-цистернах, учения состоялись впервые. За ними наблюдали начальники нескольких ПАСП и другие представители тех отделений, по которым проходит маршрут перевозки желтого фосфора – Гомельского, Барановичского и Брестского.
По мнению Николая Улащика, учения прошли успешно, всем можно дать высокую оценку. И личный состав ПАСП, и подразделения МЧС своевременно прибыли на место, произвели локализацию, а затем и ликвидацию чрезвычайной ситуации. Причем справились с такими задачами раньше установленных нормативами сроков. Подразделения продемонстрировали полную боеготовность и способность четко и оперативно действовать в таких ситуациях.

Елена КРАВЕЦ

Яндекс.Метрика