Настоящий путеец, талантливый учитель

13 августа исполнилось 80 лет талантливому ученому, руководителю научно-исследовательской лаборатории «Путь» (НИЛ «Путь») научно-исследовательского института железнодорожного транспорта УО «БелГУТ» Виктору Матвецову.

image description

Виктор Иванович родился в Калачинске Омской области. Его новаторские способности проявились еще в студенческие годы во время учебы в Новосибирском институте инженеров железнодорожного транспорта. Как и у большинства молодых людей, у него были большие планы и задумки. Но вряд ли он предполагал, что со временем станет крупным специалистом в области путевого хозяйства. К этой цели его привели настойчивость и большая любовь к однажды выбранному делу.
После окончания в 1959 году отраслевого вуза Виктор Иванович работал на Свердловской железной дороге. Спустя два года вернулся в альма-матер, где заочно окончил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию.
В 1968-м его направили в БИИЖТ (БелГУТ), где он работает уже почти полвека. И столько же сотрудничает с Белорусской железной дорогой.
Основные направления научной деятельности Виктора Матвецова всегда были связаны с совершенствованием технологии ремонта пути, укладки рельсовых плетей, оптимизацией температурной работы и условий эксплуатации железнодорожного полотна. Он внес весомый вклад в расширение полигона бесстыкового пути и повышение его надежности.
В 1963 году при БИИЖТе создали отраслевую научно-исследовательскую лабораторию Департамента пути и сооружений Министерства путей сообщения (ЦП МПС) (сегодня НИЛ «Путь»). Там Виктор Иванович занимался совершенствованием конструкции элементов верхнего строения пути, в частности изолирующих и амортизирующих деталей. А в 1978 году талантливому новатору предложили ее возглавить.
Виктор Матвецов выполнял научно-исследовательские работы по заказам ЦП МПС и Белорусской железной дороги. Совместно с отделением пути и путевого хозяйства ВНИИЖТа он работал над нормативной документацией по вопросам оптимизации условий эксплуатации 25-метровых рельсов, бесстыкового пути на костыльном скреплении, принимал активное участие в работе V Комиссии Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД). Научная разработка по продлению сроков службы элементов верхнего строения пути на участках перевозки калийных удобрений была представлена на ВДНХ СССР.
Для Белорусской железной дороги под руководством кандидата технических наук, доцента Матвецова разработано более 30 инструкций, стандартов для предприятий и других нормативных документов, получено 21 авторское свидетельство и многочисленные патенты. Результаты исследований представлены более чем в 500 научных и учебно-методических работах, которые опубликованы в различных журналах.
За активное участие в развитии железнодорожного транспорта СССР он награжден знаками «Почетному железнодорожнику» и «150 лет железным дорогам». В 1988 году признавался лучшим организатором научного творчества МПС СССР с вручением диплома МПС и ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства. В 1986-м награжден знаком «Ударник XI пятилетки». Трижды удостаивался знака «Отличный работник Белорусской железной дороги». А в 2003 году Виктору Матвецову вручили знак «Выдатнік Беларускай чыгункі».
Не менее ценными наградами для именинника остаются и часы – от министра путей сообщения СССР, а чуть позже и от начальника Белорусской железной дороги.
Целеустремленность, оптимизм, трудолюбие и творческая активность – за эти качества ценят и уважают Виктора Ивановича в научно-педагогическом коллективе БелГУТа. Тысячи его учеников трудятся во всех регионах СНГ и в странах дальнего зарубежья. Благодарные выпускники помнят Виктора Ивановича и всегда тепло отзываются о нем. А это – высшая награда для учителя.

Лидия СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика