Октябрь
Сб
05
2024

Проверено временем

В 2016 году Конструкторско-техническому центру Белорусской железной дороги исполняется 30 лет.

За это время в коллективе смогли сохранить и приумножить уникальный опыт, который помогает решать важнейшие задачи, связанные с автоматизацией перевозок на магистрали, совершенствованием технологий и систем планирования и управления движением поездов, содержанием технических средств и инфраструктуры на уровне, обеспечивающем безопасность движения.

1

Электромеханик Дорожной лаборатории автоматики, телемеханики и связи Антон Марковский

История КТЦ началась в августе 1986 года, когда на Белорусской железной дороге создали Дорожное конструкторско-технологическое бюро, позже сменившее название. Его основной задачей стала автоматизация технологических процессов по управлению движением поездов и организации перевозок, а также создание и внедрение электронных систем и устройств автоматики и телемеханики как основы для создания Единого диспетчерского центра управления движением поездов в пределах всей дороги.
Специалисты ДКТБ разработали диспетчерскую централизацию «Минск», которой оборудовали станции Витебского отделения, участки Брест – Красное и частично Езерище – Овруч. На то время по своим характеристикам она не имела аналогов. Однако с учетом стремительного развития информационных технологий на смену ДЦ «Минск» пришла новая – «Неман». Эта разработка внедрена на большинстве участков Белорусской железной дороги. Данным комплексом оборудованы посты диспетчерской централизации отделений и Центр управления перевозками. Также систему применяют на железных дорогах Казахстана и Эстонии.

Разработать и внедрить

Важным достижением КТЦ стала разработка микропроцессорной централизации стрелок и сигналов «Днепр». Она непосредственно реализует взаимозависимости стрелок и сигналов и обеспечивает безопасность движения поездов на самом высоком уровне.
– Разработки Конструкторско-технического центра сегодня широко применяются на Белорусской железной дороге, – говорит начальник КТЦ Михаил Федорцов. – Среди них – система автоматизации подготовки и оформления документов станционной и коммерческой отчетности (САПОД), ГИД «Неман», АС «Буг», автоматизированная система контроля безопасности движения (АС КБД), информационно-измерительная система «Березина»,
АС «Окна» и другие.

Заместитель начальника КТЦ Владимир Шумский и ведущий инженер-конструктор Ольга Тиминская

Заместитель начальника КТЦ Владимир Шумский и ведущий инженер-конструктор Ольга Тиминская

Приоритетные направления деятельности центра – разработка, проектирование, изготовление и внедрение автоматизированных систем управления технологическими процессами на основе современных информационных технологий.
Предложенная технология сбора, обработки и передачи информации автоматизирует процесс контроля и управления объектами в различных отраслях народного хозяйства. Универсальность подхода дает возможность решать вопросы комплексного информационного обслуживания различных технологических участков дороги.
Внедрение программно-аппаратного комплекса диспетчерской централизации «Неман» позволило существенно сократить затраты на оборудование рабочих мест диспетчеров различных технологических участков (поездных диспетчеров, энергодиспетчеров, диспетчеров связи) и обеспечить их наиболее полной информацией об оперативной поездной обстановке, состоянии устройств СЦБ, связи и энергоснабжения. При разработке АРМ поездного диспетчера реализованы такие функции, как ведение исполненного графика движения поездов, телеизмерение электрических параметров контролируемых объектов, автоматизация расчетов показателей работы диспетчеров. На базе данной технологии Белорусская железная дорога смогла выйти на новый уровень организации оперативного управления и создать Центр управления перевозками (ЦУП).
Применение системы автоматической идентификации подвижного состава (САИПС) на магистрали коренным образом меняет технологию сбора данных о перемещениях и местонахождении вагонов и локомотивов, помогает оптимизировать управление перевозочным процессом. Весь локомотивный и большая часть грузового вагонного парка дороги оборудованы кодовыми бортовыми датчиками, на путях установлены специальные напольные пункты считывания, которые в автоматическом режиме обрабатывают информацию (составность поезда, время и направление движения, номера локомотива и вагонов). САИПС позволяет не только вести учет подвижного состава, но и увеличить количество контролируемых точек технологического процесса.

Проектный отдел КТЦ

Проектный отдел КТЦ

Система автоматизации подготовки и оформления документации грузовой коммерческой отчетности (САПОД) внедряется не только на предприятиях Белорусской магистрали, но и на Узбекских железных дорогах. В данной разработке впервые есть возможность создать полный вариант электронной дорожной ведомости. Кроме того, она позволяет осуществлять как внутренний, так и межгосударственный документооборот в электронном виде.
Автоматизированная система контроля безопасности движения (АС КБД) существенно улучшила работу аппарата главного ревизора по безопасности движения поездов по сбору и обработке информации, а также оперативное реагирование на случаи брака в процессе перевозок. Востребованы на магистрали и другие разработки специалистов КТЦ.

Последовательно и целенаправленно

Белорусская железная дорога – многоуровневый и многопрофильный комплекс. Поэтому внедрение новых технологий должно быть последовательным и системным. Конструкторско-технический центр обладает таким потенциалом. В его структуре – ряд лабораторий, центров и бюро, имеющих необходимую для выполнения работ специализацию. Основные силы сконцентрированы в Минске, Гомеле и Витебске. Кроме того, специалисты трудятся в Бресте и Могилеве.

Ведущий инженер-технолог Юрий Аксенчик и ведущий инженер-программист Тимофей Литвинович

Ведущий инженер-технолог Юрий Аксенчик и ведущий инженер-программист Тимофей Литвинович

Центральная лаборатория метрологии участвует в разработке и внедрении современных методик выполнения измерений, поверке средств измерений и допускового контроля, автоматизированного контрольно-измерительного оборудования, измерительных систем, эталонов, применяемых для поверки средств измерений, аттестации испытательного оборудования на предприятиях Белорусской железной дороги и в сторонних организациях.
Внедрение передовых технологий в области эксплуатации электротехнического оборудования, контактной сети, релейных защит, автоматики, измерений, телемеханики, вычислительной микропроцессорной техники хозяйства электроснабжения стальной магистрали осуществляет Дорожная электротехническая лаборатория.
Специалисты Дорожной лаборатории энергоэффективных технологий и оборудования проводят анализ энергопотребления на предприятиях, рекомендуют к внедрению новейшие достижения научно-технического прогресса в области энергосбережения, разрабатывают нормы расхода топливно-энергетических ресурсов для организаций магистрали.
Дорожная лаборатория автоматики, телемеханики и связи внедряет новые устройства и системы железнодорожной сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), связи, дистанционно-информационные системы контроля, системы автоматической идентификации подвижного состава (САИПС), промышленного телевидения и пассажирской автоматики.
Дорожный центр управления сети связи и передачи данных (ЦУ ССПД) обеспечивает оперативно-техническое управление цифровой сетью связи и единой сетью передачи данных Белорусской железной дороги.

Специалисты Центральной лаборатории метрологии: инженер Алексей Лобач и ведущий инженер Виктор Заступневич

Специалисты Центральной лаборатории метрологии: инженер Алексей Лобач и ведущий инженер Виктор Заступневич

В Конструкторско-техническом центре создан Испытательный центр объектов железнодорожного транспорта. Его задачи – проведение сертификационных, приемочных и иных видов испытаний продукции железнодорожного назначения на соответствие требованиям норм безопасности, а также осуществление измерений (испытаний) в рамках входного контроля.

Сила энергии и опыта

Решение задач инженерного обеспечения перевозочного процесса дороги на достаточном уровне – результат труда сплоченного коллектива.
В Конструкторско-техническом центре трудятся люди разного возраста. И сочетание энергии молодых с опытом представителей старшего поколения приносит хороший результат. Совместными усилиями решаются важные задачи, которые направлены на эффективное функционирование и перспективы развития всех хозяйств Белорусской железной дороги.
В центре прекрасно понимают, что внедрение новых технологий, программных комплексов и оборудования должно быть непрерывным и последовательным. Ведь такая модернизация влияет на востребованность услуг Белорусской магистрали со стороны пассажиров и грузовладельцев.развитие технологий и технических средств – важный фактор конкурентоспособности дороги.
Использование отечественных разработок не только позволяет обеспечивать процесс обновления, но и укрепляет техническую и технологическую независимость Белорусской железной дороги, стимулирует развитие творческой инициативы, инженерной мысли.

Руслан АНАНЬЕВ

Яндекс.Метрика