Лента времени: 21 — 27 августа

22695202Искали и нашли

105 лет назад из Лувра была похищена знаменитая картина «Джоконда».

Утром 21 августа 1911 года один из экскурсоводов обнаружил пропажу шедевра. Были подняты на ноги все силы полиции, руководство музея рвало на себе волосы, газетчики упражнялись в остроумии, высмеивая и полицию, и музейных работников. Картина как в воду канула. Поиски продолжались два года, и специалисты стали склоняться к тому, что «Джоконда» утеряна безвозвратно. Кража с целью продажи невозможна – слишком известное произведение, а если она попала в руки какого-то коллекционера, то, естественно, он будет хранить свою тайну, как зеницу ока. Была еще надежда, что похититель картины потребует за нее выкуп, но с каждым днем она таяла. И когда казалось, что шансов на возвращение «Моны Лизы» уже нет, в этой загадочной истории произошел счастливый поворот. В декабре 1913 года владелец художественной галереи во Флоренции Альфредо Джерри получил письмо от незнакомца, который утверждал, что является похитителем «Джоконды», а свой поступок объяснил тем, что хотел вернуть шедевр на родину. Джерри сначала подумал, что это глупый розыгрыш, но все же принял предложение о встрече. В одном из номеров третьеразрядного отеля его встретил человек, который, будучи в страшно нервозном и возбужденном состоянии, достал из-под кровати старый чемодан. В нем оказался пропавший шедевр Леонардо да Винчи. Мужчина обратился в полицию, которая арестовала таинственного продавца. Последний признался, что его настоящее имя – Винченцо Перуджиа, по профессии он стекольщик и два года назад собственноручно устанавливал защитное стекло на картину по заказу сотрудников музея. Похитителя приговорили к году тюрьмы, а «Джоконда» благополучно вернулась в Лувр.


115817456_22_avgusta_1861_goda_rodilsya__Buynickiy_Ignat_Terentevichpost13108131501057222Театр,вошедшийт в историю

155 лет назад родился основатель первого профессионального белорусского театра Игнат Буйницкий.

Он появился на свет в усадьбе Поливачи (ныне Глубокский район Витебской области) в семье мелкого шляхтича. Окончил Рижское землемерное училище и, вернувшись на родину, работал по специальности. В 1907 году в своей усадьбе основал самодеятельный театр, в котором актерами были его родственники. Труппа давала концерты и спектакли в близлежащих деревнях. Со сцены звучала белорусская речь, понятная простым людям. Слава о театре быстро распространилась, артистов приглашали на гастроли по Беларуси, а также в Санкт-Петербург и Варшаву. Выступление начиналось с декламации стихов, затем показывали спектакль, в конце хор исполнял народные песни. Буйницкий впервые обратил внимание на потенциал народного танца и поднял его до уровня высокого искусства. Он сам ставил пьесы, зачастую играл в них. Деятельность театра поддерживали Янка Купала, Якуб Колас, Змитрок Бядуля, Элиза Ожешко и Алоиза Пашкевич, которая сама часто выступала в театре. Из-за материальных трудностей в 1913 году Буйницкий распустил труппу. В начале 1917-го Игнат Терентьевич стал инициатором организации профессионального театра в Минске – Первого белорусского товарищества драмы и комедии. В сентябре того же года он умер на репетиции от сердечного приступа. К 150-летию со дня рождения Игната Буйницкого Национальный банк Беларуси ввел в обращение памятные монеты номиналом 1 и 10 рублей серии «История и культура Беларуси».


Накануне «Большого террора»

80 лет назад в Москве вынесли приговор по делу «троцкистско-зиновьевского «Объединенного центра».

Это первый из так называемых московских процессов, показательный суд над группой бывших руководителей партии. Дело рассматривалось Военной коллегией Верховного суда СССР на открытом судебном заседании в Москве в Октябрьском зале Дома Союзов. На скамье подсудимых были две группы. Одна из них состояла из 11 известных большевиков (в том числе Григория Зиновьева и Льва Каменева), участвовавших в 1926 – 1927 годах в объединенной оппозиции. В другую вошли 5 бывших членов Компартии Германии, эмигрировавших в СССР. Всех их обвинили в убийстве Сергея Кирова и подготовке терактов против других видных деятелей советского государства. В ходе следствия и активно применявшихся пыток вину признали почти все. Сразу после заявления прокуратуры СССР о предстоящем суде в печати стали появляться многочисленные материалы и резолюции с осуждением «троцкистско-зиновьевской банды». Так, например, 17 августа в «Правде» публикуется статья «Страна клеймит подлых убийц». В ходе процесса это издание ежедневно печатало его стенограмму. 20 августа «Литературная газета» выходит с редакционной статьей «Раздавить гадину!». 21 августа в «Правде» – коллективное письмо «Стереть с лица земли!», подписанное 16 известными писателями.
24 августа 1936 года всех обвиняемых приговорили к смертной казни и уже на следующий день вердикты привели в исполнение. В июне 1988-го пленум Верховного суда СССР отменил приговоры, реабилитировав осужденных с прекращением дела за отсутствием в их действиях состава преступления.


1По воле рока

35 лет назад в автомобильной катастрофе погиб легендарный советский хоккеист Валерий Харламов.

За день до трагедии его супруга Ирина с шестилетним сыном Сашей возвращалась с юга, и Валерий встречал их в аэропорту. Теща Нина Васильевна жила с маленькой внучкой Бегонитой на даче в деревне Покровка, что рядом с подмосковным Клином. В тот вечер вся семья собралась там же. А накануне в карьере хоккеиста случился перелом. Сборная улетела на Кубок Канады, а его в последний момент «отцепили» – грубо, без церемоний. Команда уже паковала вещи перед отправкой в аэропорт, когда главный тренер Виктор Тихонов вызвал Харламова для беседы. Через полчаса Валерий вышел из тренерской комнаты сам не свой. Ничего не объясняя, он пожал коллегам руки, что-то пробормотал про необходимость обязательно победить и уехал. Конечно, тренер имел полное право решать, кого брать на престижный турнир, но никто из хоккеистов не понял, почему нужно было поступить таким образом. Очевидно, что для 33-летнего Харламова это стало бы последним соревнованием такого ранга, его лебединой песней. Он и готовился к нему неистово. Но увы…
Уже никто не узнает, почему Валерий уступил руль жене, не имевшей прав и водившей машину очень неуверенно. Трагедия произошла в четырех километрах от Покровки. «Волга» под управлением Ирины выехала на встречную полосу и столкнулась с грузовиком. В аварии погибли все, кто находился в легковой машине. На месте катастрофы сейчас стоит памятник: на небольшом постаменте – хоккейная шайба из гранита и клюшка из металла. На шайбе написано: «Валерий Харламов. Здесь погасла звезда русского хоккея».


531dcdb4f968469018c30cee8f0Талант, как проклятие

120 лет назад в Таганроге родилась народная артистка СССР Фаина Раневская.

Она увлеклась театром в 14 лет. Переехав в Москву, окончила частную театральную школу. Карьеру начинала в провинциальных театрах Керчи, Феодосии и Ростова-на-Дону. После Октябрьской революции 1917 года Раневская стала актрисой передвижного «Первого советского театра», где выступала до 1924-го. В последующие годы Фаина Георгиевна много ездила по стране, играя в спектаклях в составе разных трупп. С 1931-го она – актриса московского Камерного театра, затем (с 1935-го) – Центрального театра Красной армии. В годы Великой Отечественной войны работала на Ташкентской киностудии, затем играла на сцене театра имени Маяковского, в 1949-м вошла в труппу театра имени Моссовета, где работала до конца жизни. Не менее активно Фаина Георгиевна снималась и в кино, где дебютировала еще в 1934 году в фильме Михаила Ромма «Пышка». Всего в фильмографии актрисы – около 30 киноролей, среди которых наиболее известные в картинах «Подкидыш» (1939), «Мечта» (1941), «Свадьба» (1944), «Небесный тихоход» (1945), «Слон и веревочка» (1945), «Весна» (1947), «Золушка» (1947), «У них есть Родина» (1949), «Сегодня – новый аттракцион» (1966) и другие. Ее слава стала и наградой, и наказанием. Из-за знаменитой фразы «Муля, не нервируй меня!» актрису постоянно ассоциировали с героиней фильма «Подкидыш». Этот образ изрядно попортил нервы великой актрисе. Раневская была из тех людей искусства, кто считает свой талант проклятьем. «Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной…», – сказала она однажды.
И правда: одиночество ее было просто космическим – ни мужа, ни детей, ни одного близкого человека. Раневская – чуть ли не единственная актриса, которая не прославилась бурными романами, хотя слухов вокруг нее ходило достаточно, как и о всяком очень известном человеке. Так или иначе, единственным существом, скрасившим ее одиночество, стала подобранная дворняжка, которую Фаина Георгиевна любила так, как можно любить единственного ребенка. Впрочем, Раневская никогда не теряла чувства юмора. Ее остроумие до сих пор поражает людей многочисленными афоризмами. Однажды после спектакля она сидела в своей гримерке совершенно голая и курила. В этот момент дверь распахнулась, и на пороге застыл один из изумленных работников театра. Актриса не смутилась и произнесла своим знаменитым баском: «Дорогой мой, Вас не шокирует, что я курю?». За год до смерти Раневская отказалась от работы в театре. Она еще была полна духовных сил и вдохновения, но здоровье уже не позволяло играть в полную силу. Народная артистка СССР скончалась в июле 1984 года после перенесенного инфаркта.


06Повышали градус

75 лет назад появились знаменитые «наркомовские сто граммов».

22 августа 1941 года председатель Государственного комитета обороны Советского Союза Иосиф Сталин подписал постановление № 562 «О введении водки на снабжение в действующей Красной армии», согласно которому бойцам ежедневно полагалось выдавать по полстакана «горючего». Текст документа гласил: «Начиная с 1 сентября 1941 года, тем, кто находится на передовой линии действующей армии, будет выдаваться сто граммов водки (крепостью 40 градусов) в день». С этим напитком шли в атаку, им же поминали погибших товарищей. Поставками руководил член Политбюро ЦК ВКП(б), нарком пищевой промышленности Анастас Микоян, много сделавший для того, чтобы советский солдат не испытывал на передовой нужды в самом необходимом. За распределением обязаны были следить лично командующие фронтами. Впоследствии (с мая 1942-го по ноябрь 1943 года) порядок снабжения красноармейцев «горючим» неоднократно менялся. Круг бойцов, имевших право на водочное довольствие, служивших в разных родах войск и на различных боевых позициях, то сужался, то расширялся, а нормы выдачи то увеличивались, то уменьшались.
С 25 ноября по 31 декабря 1942 года, с началом коренного перелома в Великой Отечественной войне, в пору наших первых побед под Сталинградом, Закавказский фронт выпил 1,2 млн. литров водки, Западный – около 1 млн., Карельский – 364 тыс., а Сталинградский – 407 тыс. литров. 23 ноября 1943 года Сталин окончательно утвердил «наркомовские» нормы: 100 граммов для бойцов на передовой и 50 для остальных.

Яндекс.Метрика