Декабрь
Ср
11
2024

Не отпускает магистраль

На днях на пороге моего кабинета появилась пожилая женщина. Смущаясь, представилась Тамарой Власенко и со словами «Вы пишете про трудовые династии.

Тамара Власенкео с дочерью Натальей

Тамара Власенкео с дочерью Натальей

Может, история нашей семьи вам тоже будет интересна?» положила на стол школьный альбом для рисования. На пожелтевших страницах – фотографии, биографические сведения и интересные факты из жизни представителей железнодорожной династии Варущенко – Богомоловых – Власенко – Филипковых. Погрузившись в чтение, я с удивлением обнаружила, что в альбоме о самой Тамаре Александровне нет ни слова. Оказывается, она, как и ее родители, – педагог, зато остальные члены их большой и дружной семьи – железнодорожники. И именно о них женщине хочется рассказать.

Михаил Варущенко

Михаил Варущенко

Вынужденный переезд

1916 год. 29-летний коренной гомельчанин Михаил Варущенко приезжает на станцию Калинковичи. Сойдя с поезда, осматривается. В голове мужчины проносится мысль: «Ну и глухомань! Вряд ли Ирине и детям здесь понравится». Гомель в то время тоже был не столь велик – всего лишь уездный город Могилевской губернии, но в сравнении с Калинковичами казался невероятно большим. Михаил Иванович прогулялся по окрестностям, заглянул в казармы, где жили железнодорожники, и принял судьбоносное решение: «Надо переезжать. Надоело скитаться по съемным квартирам с малыми детишками, а здесь – какой-никакой, но свой угол обещают». Так семья рабочего вагонного депо станции Гомель Михаила Варущенко – основателя железнодорожной династии, общий трудовой стаж которой насчитывает более семисот лет, – оказалась в Калинковичах.

60 соток

Бабушка Ирина Никифоровна признавалась Тамаре Александровне, что долго не могла привыкнуть к новому месту жительства и, когда разговор за-
ходил о Гомеле, украдкой смахивала набежавшие слезы, надеясь обязательно вернуться на родину. Но через несколько лет руководство выделило Михаилу Ивановичу, ответственному и надежному работнику, участок на пересечении улиц Революционной и Свердлова – 60 соток земли, заросшей деревьями и кустарниками. Пришлось семье Варущенко отбросить грустные мысли, засучить рукава и дружно взяться за строительство собственного дома, в который они вселились в середине 20-х годов. Он был небольшой: комната да кухня, но на тесноту никто не жаловался. За единственным столом дети Зинаида, Владимир и Александр по очереди делали уроки. Строгий и требовательный отец видел мальчишек железнодорожниками. Позже старший стал слесарем по ремонту вагонов, младший – машинистом паровоза. Для дочери же на семейном совете выбрали стезю, о которой в свое время мечтала Ирина Никифоровна, – учительство.

Александр Варущенко

Александр Варущенко

Озераны – Гомель

Зинаида не посмела ослушаться родителей и поступила в Мозырское педучилище. Распределили ее в Озеранскую школу (это недалеко от Турова), которую возглавлял Александр Богомолов. Новая учительница сразу же приглянулась молодому директору. Тот не стал ходить вокруг да около, признался в своих чувствах, и буквально через несколько месяцев они поженились.
– В 1935 году на свет появилась я, а спустя шесть лет – брат Леонид, – рассказывает Тамара Александровна. – Перед самой войной наша семья переехала в Гомель. Отец преподавал географию в одной из школ Новобелицкого района, мама занималась домом, детьми. Успели получить и махонькую квартирку. Да только пожить в ней довелось всего пару месяцев – летом 1941-го, в одну из первых бомбежек, в наш дом попал снаряд. Уцелели чудом – были на вокзале, где вместе со школой отца пытались уехать в эвакуацию.

Испытание войной

О войне у Тамары Александровны сохранились скудные воспоминания. Вот отец оставляет их у дальних родственников, а сам отправляется в лес к партизанам, так как на фронт его не взяли из-за проблем со зрением. В другой раз, гонимые из Гомеля страшным голодом, они идут побираться по близлежащим деревням, и какой-то сердобольный сельчанин протягивает худенькой Томочке несколько картофелин – их вкус она помнит и сегодня… Еще одна яркая картинка – немцы неожиданно врываются в дом, выталкивают ее с мамой и братом на улицу, по которой в Германию гонят колонну людей. В нескольких километрах от Гомеля на оккупантов-конвоиров нападают партизаны, и в суматохе Зинаиде с детьми удается бежать. Целый день в поисках обратной дороги голодные и уставшие скитаются они по лесу. На их счастье из чащи выходит корова. Не веря своим глазам, Зинаида спешит ее подоить: дети почти два года не видели молока.

Владимир Варущенко

Владимир Варущенко

Последняя воля

Семья Богомоловых воссоединилась после освобождения Гомеля (декабрь 1943 года). К сожалению, Тамара Александровна ничего не знает о партизанской деятельности отца: пока был жив, казалось, еще успеет расспросить. В январе 1944 года Александра Богомолова назначили завучем Гомельского железнодорожного техникума. Но из Калинковичей пришла трагическая весть – тяжело заболел Михаил Иванович. Предчувствуя близкую смерть, он хочет увидеться с дочерью, зятем и внуками. Спешно собрались в дорогу. Ехали на несколько дней, а остались на всю жизнь. глава семьи, зная, что Зинаида и Александр не имеют собственного угла, со слезами на глазах молил: «Исполните мою последнюю волю, останьтесь здесь. Участок большой, Владимиру я уже двадцать соток отделил, столько же оставлю и вам – стройтесь на здоровье». Получив от дочери и зятя согласие на переезд в Калинковичи, Михаил Иванович повеселел, успокоился и даже начал поправляться. Но до возвращения в отчий дом младшего сына Александра, который еще в 1939 году был призван в армию, он так и не дожил, не прижал к груди героя, водившего в Великую Отечественную войну поезда к линии фронта.

Младший брат

С особой теплотой Тамара Александровна рассказывает о своем брате Леониде – с 1978-го по 1999 год он был начальником Гомельской дистанции сигнализации и связи, а недавно ушел из жизни.
– В детстве я его оберегала, как младшего. Родители целыми днями на работе (Александр Иванович трудился завучем в железнодорожной школе № 14, Зинаида Михайловна там же – библиотекарем), а мы – то обед готовим, то убираем, то уроками занимаемся или просто гуляем. И всегда вместе – дружили очень, что редко бывает между братом и сестрой, – вспоминает женщина. – Повзрослев, мы как-то незаметно поменялись ролями: уже не я советовала Леониду, а он мне, уже не я спешила подставить надежное плечо, а он. В 1970-м, когда отец умер от инсульта, брат легко и уверенно стал в нашей семье главным: заботился о маме, помогал мне растить детей.
К слову, с профессией Богомоловы определились достаточно рано. Тамара видела себя только педагогом, Леонид – железнодорожником, как дед, дяди, двоюродные братья и сестры: у Владимира на «железке» электромеханиками Калинковичской дистанции сигнализации и связи работали сын Виктор и зять Валерий Матвеев, у Александра – лаборанткой локомотивного депо дочь Тамара. Отдельная крепкая ветвь династии шла по линии Семена Шевченко – брата Ирины Никифоровны, который вслед за семьей сестры обосновался в Калинковичах, где трудился в паровозном депо.

Леонид Богомолов

Леонид Богомолов

От механика до руководителя

Но вернемся к Леониду Богомолову. Он окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта и по распределению был направлен на станцию Лихая Юго-Восточной железной дороги. В 1966-м молодой, но уже достаточно опытный специалист приехал в Гомель, и с тех пор 33 года его трудовая биография была неразрывно связана с Гомельской дистанцией сигнализации и связи. Богомолова любили и уважали как руководителя – за справедливость, трудолюбие, порядочность, как человека – за доброжелательность, простоту, открытость.
«Людей он ценил, считал главным капиталом и понимал, что успех предприятия в первую очередь зависит от слаженной работы всего коллектива, а не от одного руководителя», – говорит Тамара Александровна. За многолетний добросовестный труд Леонид Богомолов был награжден знаком «Почетный железнодорожник» и орденом «Знак Почета». К слову, рядом с ним в дистанции долгие годы инженером работала супруга Роза Николаевна. Их дети Александр и Елена – тоже железнодорожники: он – ведущий инженер службы сигнализации и связи в Управлении дороги, она – инженер отдела материально-технического снабжения Гомельского отделения. Внучка Ольга Витебская – билетный кассир.

Продолжение династии

– Еще одна ветвь династии – это мой муж, зять, дети и внуки, – рассказывает Тамара Александровна. – Супруг – Леонид Власенко – работал на станции Калинковичи начальником восстановительного поезда, сын Юрий и дочь Наталья – электромеханиками Калинковичской дистанции сигнализации и связи, зять Александр Филипков – машинистом восстановительного поезда.
Интересный факт: дочь Натальи Ирина сегодня трудится на месте матери. Сын Юрия – Александр – тоже железнодорожник, правда, он обосновался в Минске.
– Когда брат был жив, мы любили гостить друг у друга, практически каждый день созванивались. Много говорили и вспоминали родителей, детство, – говорит Тамара Александровна. – Именно Леонид натолкнул меня на мысль о создании родословного альбома. Сидела над ним долго, но зато какая память потомкам!
При подготовке материала я бесчисленное количество раз перелистывала страницы альбома. На одной из них наткнулась на стихотворные строчки:

Не отпускает магистраль,
путь освещает фонарями.
Меня зовет с собою вдаль,
уводит вслед за облаками…

Мелькнула мысль: мог ли предположить родоначальник династии Михаил Варущенко, что судьба его родственников столь тесно переплетется с железной дорогой? Думаю, вряд ли, но уверена – его бы это порадовало.

Татьяна ЗУБЕЦ

Яндекс.Метрика