Теперь при полной боевой

Гусеничный танковый тягач БТТ, который Белорусская железная дорога безвозмездно передала благотворительному фонду помощи воинам-интернационалистам «Память Афгана», на днях превратился в настоящий танк КВ-1 времен Великой Отечественной.

IMG_5666На нем установлена башня с орудием Л-11, обнаруженная поисковой группой осенью минувшего года в болоте в Сенненском районе Витебской области. Теперь машина займет достойное место на территории историко-культурного комплекса «Линия Сталина».

Напомним, что находка поисковой группы сразу же заинтересовала фонд помощи воинам-интернационалистам. Родилась идея восстановить боевую машину в память о легендарном танкисте Зиновии Колобанове, который похоронен в Минске. Поскольку во время войны корпус танка был уничтожен взорвавшимся боекомплектом, предстояло найти подходящую базу. Ее и предоставили белорусские железнодорожники. От боевой машины в тягаче остались шасси, кузов и двигатель. Выпущен он в 1944 году, а с 1981-го находился в распоряжении восстановительного поезда на станции Брест. Его использовали для перемещения тяжелых грузов при ликвидации чрезвычайных происшествий на железнодорожном транспорте.
Теперь танк, на котором советские войска дошли до Берлина, восстановлен и займет свое достойное место в экспозиции историко-культурного комплекса «Линия Сталина».

  • Историческая справка

6rSUZxcВсе это было так:
В молчании суровом
Стоит тяжелый танк,
В леске замаскирован,
Враги идут толпой
Железных истуканов,
Но принимает бой.
Зиновий Колобанов.

Этот отрывок из поэмы «Танкист Зиновий Колобанов» русского поэта Александра Гитовича, написанной в сентябре 1941 года, отражает ход важного события, произошедшего ровно 75 лет назад.
Командира роты тяжелых танков Зиновия Григорьевича Колобанова знают и помнят за легендарный подвиг, который он совершил 20 августа 1941 года под Гатчиной. Танковая рота, которой он командовал, уничтожила в одном бою за сутки 43 немецких танка, из них на счету экипажа Колобанова 22 машины. «Стоять насмерть!» – именно таким был приказ комдива В. И. Баранова. Необходимо было перекрыть три дороги к Ленинграду со стороны Луги, Волосово и Кингисеппа и не дать фашистам добраться до города. Защищаться предстояло, имея в боевом арсенале всего пять тяжелых танков КВ-1. Однако танкисты были хорошо подготовлены. Самым опытным считался экипаж Колобанова: командир орудия Андрей Усов, старший механик- водитель Николай Никифоров, младший механик-водитель Николай Родников и стрелок-радист Павел Кисельков. Андрей Усов, уроженец Беларуси, еще до войны, во время службы в танковых войсках, прославился как один из лучших стрелков Советского Союза. Колобанов об этом знал и поэтому сделал все возможное, чтобы этот стрелок оказался в его экипаже.
В бою танкисты действовали слаженно, продумав каждую деталь. После безрезультатной авиаразведки на приморской дороге к совхозу «Войсковицы» появились немецкие мотоциклисты. Однако хорошо замаскированный к тому моменту танк КВ-1 Колобанова себя никак не обнаружил. Наконец, появились долгожданные «гости» – колонна из 22 танков противника. Первыми залпами Усов остановил три головных машины, а затем перенес огонь на хвост колонны для того, чтобы фашисты потеряли любую возможность для маневра и не могли покинуть зону обстрела. К тому моменту от маскировки КВ-1 не осталось ничего. Однако пробить советский танк немецкие снаряды не смогли. Уже после Колобанов с товарищами насчитают 156 вмятин на своей машине. Надежная броня выдержала каждый удар, нанесенный противником. За 30 минут боя советский экипаж уничтожил всю вражескую колонну. Из двойного боекомплекта было израсходовано 98 бронебойных снарядов.

Дарья СЛЕПЧЕНКО

Яндекс.Метрика