Декабрь
Пт
06
2024

Творить, мечтать, любить

К 105-летию со дня рождения белорусского хореографа, актера, режиссера, художника, народного артиста БССР, участника Великой Отечественной войны, почетного железнодорожника, почетного гражданина Гомеля Александра Рыбальченко.

рыбальченко-1…Он родился осенью 1911 года в Киеве, в семье слесаря-жестянщика. мама занимались домашним хозяйством и воспитывала детей. В этом же году семья переехала в Гомель.
Школьные учителя сразу обратили внимание на разносторонние способности Александра. Он занимался в драматическом, танцевальном и музыкальном кружках. А начал свою трудовую деятельность чернорабочим на паровозоремонтном заводе (сейчас вагоностроительный). Днем работал, а вечером постигал азы актерского мастерства, брал уроки танца у хореографа Константина Алексютовича. Талант Рыбальченко открыл и «отшлифовал» его первый учитель – белорусский режиссер-педагог, народный артист республики Евстигней Мирович. В то время он возглавлял Гомельский театр рабочей молодежи.
«Он танцы чувствует сердцем», – говорил Мирович о Рыбальченко. Вскоре талантливый юноша уже и сам вел танцевальный коллектив в клубе железнодорожников имени Ленина. Это было в тридцатых годах минувшего столетия.
Этапным в актерской судьбе Александра Рыбальченко был Государственный колхозно-совхозный театр. Гастроли по сельской местности позволили молодому артисту глубоко изучить народную культуру и особенно бытовой танец. Пожалуй, самым важным в жизни Рыбальченко стал 1936 год, когда объявили о проведении Всесоюзного фестиваля народного танца. Руководство Белорусской железной дороги пригласило молодого балетмейстера подготовить к нему танцевальный коллектив железнодорожников. Три месяца упорного труда над танцем «Лявонiха» принесли ошеломляющий успех. Поставлен он на основе фольклора Речицкого и Буда-Кошелевского районов. Строгое московское жюри высоко оценило композиционно-режиссерское решение, костюмы, технику исполнения, музыкальное сопровождение. В итоге – первое место и участие в заключительном концерте в Большом театре в Москве. На пригласительном билете даже разместили фрагмент из «Лявонiхi» гомельчан. Танцем очень заинтересовался прославленный хореограф, а впоследствии руководитель Государственного ансамбля народного танца СССР Игорь Моисеев, который снимал выступление несколькими кинокамерами. Но неожиданно возникла проблема. Танец длился 3 минуты 40 секунд, а режиссер концерта поставил задачу уложиться ровно в 3 минуты. Для этого необходимо было увеличить темп. Танцоры его выдержали, а вот скрипачи из профессионального оркестра не смогли. И тогда Рыбальченко предложил заменить партию скрипок на народные инструменты, бубны. Подобный прием только украсил музыкальное сопровождение номера, который зритель принял на «ура».
Яркой страницей в жизни балетмейстера Рыбальченко остался 1940 год. Он создал детский танцевальный коллектив, который вместе со взрослыми коллегами участвовал в декаде белорусского искусства и литературы в Москве. С танцем «Юные железнодорожники» мастер и его подопечные приняли участие в заключительном концерте все в том же Большом театре.
Вошли в историю белорусской хореографии народные сценические танцы «Метелица», «Чарот», «Яблонька». В 1955 году на одном из смотров художественной самодеятельности во Дворце культуры железнодорожников в Гомеле присутствовал Игорь Моисеев, давший высокую оценку фольклорному танцу «Чарот».
13На протяжении всего творческого пути Александр Рыбальченко будет обращаться к армейской теме, считая ее своей.
– Мое поколение прошло через войну, через общую беду народа, и это время живет в нас, как застрявший осколок снаряда, часто напоминающий о себе. И нельзя допустить, чтобы такое повторилось, – говорил он. А о войне хореограф знал не понаслышке: старшиной он прошел через всю Великую Отечественную. В составе 219-й стрелковой дивизии принимал участие в боевых действиях, был ранен, что позже даст о себе знать. Рыбальченко выступал и в составе фронтовых концертных бригад. После одного из концертов вблизи передовой к нему подошел генерал и по-отечески поблагодарил.
За мужество и отвагу хореограф награжден орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги». В мирное время он отмечен орденом «Знак Почета», медалью «За трудовое отличие», тремя почетными грамотами Верховного Совета БССР. Но даже будучи на гребне славы, Рыбальченко всегда отличался скромностью, не щеголял своими наградами и заслугами.
Когда отгремели победные залпы, демобилизовавшийся артист вернулся в Гомель в полуразрушенный клуб железнодорожников. А вскоре начались репетиции со вновь созданным ансамблем. Часто после занятий со своими воспитанниками вместе ходили к перрону вокзала встречать прибывающих солдат. Видели радость и ликование людей, слезы счастья и горя. Под влиянием глубоких впечатлений, навеянных этими встречами, родился сюжетный танец «Встреча победителей». В разные годы Рыбальченко поставил такие сюжетные композиции, как «Интервенция», «Расставание», «Донской казачий пляс», отражающие огненные годы войны. Потом были другие, рассказывающие языком хореографии о мирных днях: «Моряки на отдыхе», «Мирные люди», «В колхозном парке». Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве, на котором выступали и танцоры из Гомеля, подсказал мотивы «Фестивальной сюиты», посвященной борьбе за мир. Главным балетмейстером белорусской делегации назначили Рыбальченко. А когда в космос поднялся Юрий Гагарин, появился «Звездный хоровод».
Шли годы. Анализируя результаты своей творческой деятельности, Рыбальченко все чаще задумывался: «А ведь чего-то не хватает для полного широкомасштабного полотна». И пришел к неожиданному решению – объединить хореографию с песней. Так родилась идея создания ансамбля песни и пляски.
19Его первая программа называлась «Беларусь в семье братских республик» и была посвящена 40-летию БССР и компартии Беларуси.
Александр Рыбальченко первым из художественных руководителей самодеятельных коллективов республики удостоен почетного звания «Народный артист БССР». Другом и соратником Александра Алексеевича в этот период творческой жизни стал талантливый хормейстер и дирижер Марк Димант, делавший великолепные оркестровые аранжировки всех хоровых и танцевальных произведений. Тесная творческая связь установилась и с композиторами Юрием Семеняко, Владимиром Оловниковым, Игорем Лученком и другими, кто помогал гомельчанам создавать яркие вокально-хореографические композиции.
В этот период во Дворце успешно работают ансамбль песни и пляски, который первый в республике был удостоен звания «народный», народный театр, оркестр народных инструментов, народный театр юного зрителя, народный ансамбль песни и танца школьников, цирковой коллектив, духовой оркестр, изостудия, детские технические кружки и другие. Управлял учебным процессом всех коллективов, планировал их концертную и творческую деятельность бессменный художественный руководитель учреждения – Александр Рыбальченко. Он создал новые вокально-хореографические композиции для своего коллектива: «Над миром голубь мира пролетает», «С песней – в путь», «Путь Октября» и другие. Широка и география гастролей ансамбля: Москва, Ленинград, Киев, Минск, Прибалтика, Германия, Франция, Чехословакия, Польша.
За годы работы с танцевальным коллективом школу Рыбальченко прошли сотни юношей и девушек. Многие стали профессиональными танцорами и руководителями хореографических ансамблей. Среди них – Тамара Ковжун, Нелли Абелева, Людмила Захаренко, Валентина Прянишникова, Людмила Чернышева, Николай Рашкевич, Леонид Иванов, Павел Иванов, Роман Гофман, Геннадий Кабашников, Александр Лысенков и другие. Пошел по стопам отца и сын – Игорь Рыбальченко, который работает в гомельском Дворце культуры железнодорожников. Игорь Александрович – руководитель народного вокального ансамбля «Гомельчанка».

Фантазия и миропонимание Рыбальченко проявлялись и в других жанрах искусства. Немногие знали, что свободное время он проводил у мольберта. На его полотнах – природа Гомельщины и Крыма, бурные всплески морских волн. Костюмы к танцам, сценография, красочное световое оформление концертных программ – это все художник Рыбальченко. А вот поэтическое творчество он никогда не афишировал. В его стихах – тепло и любовь к родному краю, они словно озарены светлыми лучами из его души:

«…Но счастлив тот, кому дано
Творить, мечтать, любить, страдать,
В беду попавших – выручать.
Когда открыт, со всеми дружен,
Когда ты людям очень нужен».

Это небольшое стихотворение «Счастье» вошло в сборник стихов поэтов-фронтовиков Гомельщины «Не ради славы…», приуроченный к 65-летию Великой Победы.

Александр Рыбальченко оставил добрый след в творческой жизни и автора этого материала. Сталось так, что около пяти лет мы ежедневно встречались в стенах Дворца. Два кабинета на третьем этаже клубной части арендовал Дом художественной самодеятельности Гомельского облсовпрофа, где я работал. Рядом находился кабинет Рыбальченко. Хорошо зная мою хореографическую подготовку (танцевал в туровском народном ансамбле «Припять» и руководил армейским ансамблем танца), он предложил мне в свободное время вести танцевальные коллективы в Гомельском кооперативном техникуме и БИИЖТе, пока туда не подберут руководителя. В итоге ансамбль техникума на протяжении семи лет в своем ведомстве был лучшим в республике.
Даже будучи на заслуженном отдыхе, Рыбальченко был неизменным главным режиссером городских праздников, массовых мероприятий. И каждое из них отличалось высоким профессионализмом. В основе любой его работы – будь то хореографическая постановка или концертная программа – глубокое знание фольклора, этнографии, характера белорусского народа, его души.
В память об этом удивительном человеке на здании гомельского Дворца культуры железнодорожников установлена мемориальная доска и проводится областной праздник хореографического искусства имени народного артиста БССР Александра Рыбальченко.

Михаил ДЕДОВЕЦ

Яндекс.Метрика