Беречь и сберегать

В городе над Сожем прошел дорожный семинар-совещание по организации рационализаторской деятельности, изобретательства, энергосбережения и экологии.

На встречу пригласили как новаторов и специалистов, курирующих вопросы технического творчества, так и работников, отвечающих за внедрение технологий бережливого производства. Как показывает практика, эти группы часто взаимодействуют, ведь в них работают люди творческие.

В формате "круглого стола" обсудили вопросы энергосбережения и природоохранной деятельность

В формате «круглого стола» обсудили вопросы энергосбережения и природоохранной деятельность

– С удовлетворением отмечу, что сегодня техническое творчество занимает в производственной политике предприятий дороги одну из главных позиций, – пояснил главный инженер Белорусской железной дороги Валерий Шубадеров. – И это не удивительно, ведь большинство новаторских идей направлено на обеспечение безопасности движения, совершенствование процессов ремонта и эксплуатации тягового подвижного состава, улучшение условий труда, экономию и рациональное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов. Что особенно уместно в нынешних сложившихся непростых экономических условиях.

В тройке лидеров

Только за первое полугодие 2016 года на дороге подано и внедрено более 380 рацпредложений с экономическим эффектом 887 720 деноминированных рублей, что в четыре раза больше запланированных показателей. В разработках участвовали более трехсот работников магистрали.
Лучший результат продемонстрировал коллектив Минского отделения. Здесь внедрили 23 рацпредложения и получили 374 730 рублей экономии. На счету витебских кулибиных – 159 рацпредложений и 213 260 сэкономленных рублей. Замыкают тройку лидеров гомельчане. В их копилке 89 рацпредложений с экономическим эффектом в 171 010 рублей.Среди передовиков технической и новаторской мысли – работники локомотивных депо Витебск, Полоцк, Гомель. К слову, с разработками последних участники совещания-семинара смогли познакомиться на предприятии, куда была организована экскурсия.

Лучшие рационализаторы Белорусской железной дороги

Лучшие рационализаторы Белорусской железной дороги

Вижу цель, иду к ней

– Нужно продолжать поддерживать высокий уровень информирования молодых и талантливых авторов: рассказывать о порядке подачи и рассмотрения рацпредложений, о материальной заинтересованности от участия, – пояснил Валерий Шубадеров.
Как отметила ведущий инженер отдела технической и экономической информации службы технической политики и инвестиций Тамара Шевеленко, в настоящее время создается единая автоматизированная система регистрации рационализаторских предложений, подаваемых и внедряемых на Белорусской железной дороге. Программа позволит быстро заполнять заявление на рацпредложение, информационную карту, заключение специалистов, акт об использовании, удостоверение.

Главный инженер Белорусской железной дороги Валерий Шубадеров вручает диплом "Лучший организатор технического творчества Белорусской железной дороги" ведущему инженеру отдела технической и экономической информации службы технической политики и инвестиций Тамаре Шевеленко

Главный инженер Белорусской железной дороги Валерий Шубадеров вручает диплом «Лучший организатор технического творчества Белорусской железной дороги» ведущему инженеру отдела технической и экономической информации службы технической политики и инвестиций Тамаре Шевеленко

Помимо двух «китов» – мотивации и пропаганды – развитию новаторской деятельности способствуют и дорожные конкурсы.
Вручение наград за разработку рацпредложений и изобретений, нашедших широкое применение на стальной магистрали, стало приятным моментом семинара-совещания. Звания «Лучший рационализатор Белорусской железной дороги» удостоены 30 специалистов. Столько же стали лучшими организаторами технического творчества. Лучшими молодыми рационализаторами признаны 13 работников.
Всего в 2015 году авторами креативных и нужных идей стали 920 сотрудников магистрали. Применение на производстве нашли более 800 предложений с экономическим эффектом в 23,710 млрд. неденоминированных рублей.
Из всех инноваций самой значимой, пожалуй, можно назвать изменение технологии развоза местного груза на станцию Минск-Южный. Это позволило сэкономить 2057,3 млн. неденоминированных рублей, а также рабочее время маневрового локомотива и заработную плату трех штатных единиц составителей поездов.
А создание нагрузочной вилки для проверки аккумуляторных батарей пассажирских вагонов в Минском вагонном участке сократило время и трудоемкость выполняемой работы. Годовой экономический эффект составил 117,9 млн. неденоминированных рублей.
– Рационализаторская деятельность позволяет избегать заведомо затратного реинжиниринга производственных процессов, позволяет в спокойном, но постоянном режиме совершенствовать их, – отметила Тамара Петровна. – Тем самым достигается экономия денежных средств для их расходования на более приоритетные нужды. Научно-техническое развитие предприятий включает постоянное совершенствование существующей техники и технологий – создание новых, более эффективных форм. При этом изобретатели являются движущей силой этого процесса.

Энергосбережение и экология

Во втором блоке семинара-совещания более подробно затронули вопросы энергосбережения и бережливого производства. В формате «круглого стола» участники обсудили и моменты, касающиеся природоохранной деятельности, а также управления вторичными материальными ресурсами (ВМР).
Сегодня в организациях дороги эти акценты в приоритете, поскольку от своевременного решения таких задач зависит устойчивая производственно-финансовая деятельность отрасли в целом.

Участники семинара-совещания познакомились с новинками рационализаторской мысли, энергосберегающими технологиями на выставке печатных работ, организованной научно-технической библиотекой Гомельского отделения

Участники семинара-совещания познакомились с новинками рационализаторской мысли, энергосберегающими технологиями на выставке печатных работ, организованной научно-технической библиотекой Гомельского отделения

Среди основных направлений в работе по снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду заместитель начальника службы технической политики и инвестиций Владислав Коцур отметил увеличение общего объема электрификации железнодорожных линий, внедрение инновационных технологий, модернизацию и обновление тягового и моторвагонного подвижного составов с более низкими удельными выбросами загрязняющих веществ и энергопотреблением.
И эта работа дает результат: за последнюю пятилетку выбросы вредных веществ в атмосферу от мобильных источников сократились на 33%, от стационарных – на 20%. Использование и обезвреживание отходов увеличилось на 23%.
– Таким образом, в условиях экономии финансовых, материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов наши подразделения в целом справились с решением этих задач, – отметил Владислав Святославович. – Вместе с тем, еще достаточно нерешенных проблем.
Актуальным направлением остается обращение с отходами производства, в части использования ВМР. В настоящее время осуществляется подготовка недостающих нормативно-правовых актов.
– Отмечу, что на Белорусской железной дороге образуется порядка 100 видов отходов 1-4 классов опасности, около 70% из которых можно повторно использовать и реализовывать для вторичного потребления, – обратил внимание Владислав Коцур. – В прошлом году общий объем образования ВМР в целом по дороге составил чуть более 126 тыс. тонн.
Участники семинара отметили, что правильно расставленные акценты в управлении с материалами для повторного использования принесут экономическую выгоду. Поэтому необходимо продолжить активную деятельность по внедрению на магистрали инновационных, экологически безопасных, малоотходных и ресурсосберегающих технологий.

Лидия СТАШКЕВИЧ
Фото автора
и Андрея ХРУСТАЛЕВА

Яндекс.Метрика