Эффективно и оперативно
На Белорусской железной дороге успешно выполнили большую часть работы по обновлению информационных систем с учетом деноминации белорусского рубля.
Кроме того, расширили функционал сервиса по интернет-продаже билетов. На очереди – внедрение комплекса ТОРО в локомотивных и вагонных депо. Каким образом новации влияют на развитие отечественной магистрали? Об этом рассказал начальник службы информационных технологий Управления дороги Игорь Отлига.
– Игорь Иванович, что конкретно в сфере информационных технологий реализовано на Белорусской железной дороге в связи с деноминацией национальной валюты?
– Этот процесс коснулся многих видов деятельности. очень важно было охватить всю сферу сбора и обработки финансовой информации. С учетом масштабности поставленных задач вместе с причастными службами Управления и предприятиями дороги мы определили несколько этапов внедрения изменений. Основная часть запланированного к настоящему времени выполнена. До конца нынешнего года и в начале следующего может понадобиться некоторая «дошлифовка» нюансов.
Самый важный вопрос при проведении деноминации – внесение соответствующих изменений в систему управления финансовыми ресурсами (ЕК ИСУФР), в первую очередь – в бухгалтерский учет. Основная работа бухгалтеров начинается с выдачи отчетности и сведения баланса. Соответственно, проводилась сложная планомерная работа по подготовке и выверке тех данных, которые мы получили после деноминации рубля. Было задействовано много специалистов, в том числе сторонних подрядчиков. Дорабатывалось программное обеспечение, выверялись данные. К сдаче всех необходимых форм бухгалтерской отчетности все системы будут готовы и мы войдем в привычное русло.
Кроме бухучета, есть и большая система учета доходных поступлений, в отношении которой работа также выполнена. Количество пользователей здесь меньше, чем у системы бухучета, но объем обработки данных гораздо больше.
Еще есть ряд информационных систем, комплексов автоматизированных рабочих мест, где задействованы денежные потоки. Гомельский центр КТЦ и Главный расчетный информационный центр, внешние подрядчики на отделениях дорабатывали такие программы. Соответствующие изменения необходимо было внести до 1 июля, чтобы продажа билетов и начисление платежей при перевозках грузов осуществлялись в новых ценах. Это и система автоматизации подготовки и оформления документов грузовой и коммерческой отчетности (САПОД), и система «Экспресс-3» совместно с продажей билетов через Интернет. Все прошло очень четко и никаких сбоев не возникло. Конечно, работники хозяйства информационных технологий выполнили большую предварительную работу, а затем оперативно устранили возникшие проблемы. Хочется поблагодарить их за это.
– С каждым годом пассажиры все охотнее покупают билеты на поезда через Интернет. Каким образом обновляется соответствующее программное и техническое обеспечение?
– В прежнее время миллионного пассажира мы регистрировали в конце года, а в 2016-м – в августе. Естественно, с увеличением продажи билетов через Интернет возрастает нагрузка на программный и технический комплексы, которые задействованы в реализации проездных документов.
Мы прогнозируем дальнейшую популярность этого направления. Поэтому еще в прошлом году запланировали увеличение мощности технических средств. В первой половине нынешнего года это было выполнено. Дальнейший «прирост» не потребует усиления соответствующих технических возможностей. Кроме того, мы оптимизируем программное обеспечение, обновляем системное ПО. В ближайшее время, скорее всего до октября, на уровне программной оптимизации собираемся повысить производительность системы. Совместно с пассажирской службой Управления и Главным расчетным информационным центром продолжаем дорабатывать функционал интернет-сервисов по продаже билетов. Так, в марте текущего года внедрена функция онлайн-возврата электронных проездных документов. В мае в системе продажи расширены функции показа графических схем вагонов с возможностью выбора места при покупке билетов на сайте для купейных, плацкартных и вагонов СВ, а с июля уже можно приобретать через Интернет билеты в международном сообщении со странами Европы: Польшей, Германией, Болгарией, Францией, Чехией, Венгрией и другими.
В дальнейшем планируем улучшать сервис по продаже билетов на поезда, следующие по территории нескольких стран. Успешность решения данного вопроса в значительной степени зависит от готовности зарубежных партнеров принимать соответствующие изменения, как на нормативном, так и техническом уровнях.
Есть и другие предложения по доработке функционала системы продажи билетов через Интернет. Пока мы накапливаем и анализируем пожелания и замечания, поступающие от пассажиров и наших специалистов.
– С увеличением потоков информационного обмена по каким основным направлениям наращиваются вычислительные мощности на Белорусской железной дороге?
– Центральный вычислительный комплекс, основные мощности которого за последние годы мы существенно обновили, загружен, хорошо справляется с поставленными задачами по обработке и хранению данных. В рамках деноминации рубля большие мощности были задействованы для тестирования, проверок, отладки программного обеспечения различных систем.
С учетом возрастающих потребностей в хранении и обработке данных мы будем рассматривать возможности внешнего хостинга. На государственном уровне стимулируется развитие этого сектора услуг, а законом жестко определено, что соответствующее оборудование должно располагаться на территории Беларуси.Существует перечень организаций, которые могут предоставлять такие услуги государственным организациям. Эти требования призваны обеспечить надежность, доступность и безопасность.
Полагаю, что подобный аутсорсинг позволит Белорусской магистрали
сэкономить трудовые ресурсы, меньше тратить на приобретение новых серверов, другой высокопроизводительной, дорогостоящей и, к сожалению, быстро морально устаревающей техники. Кроме того, благодаря использованию услуг внешнего хостинга мы сможем более гибко и оперативно реагировать на увеличение либо уменьшение наших потребностей.
– В 2016 году планировалось доработать программное обеспечение ЕК ИСУФР, продолжить модернизацию подсистем управления персоналом и учета труда и заработной платы. Какие еще задачи предполагается решить в ближайшее время?
– В нынешнем году мы частично модернизировали систему управления персоналом. Обновленный модуль введен в опытно-промышленную эксплуатацию. При разработке технического задания мы тесно взаимодействовали с несколькими службами Управления дороги, постарались максимально учесть все пожелания. Модернизация позволит, в частности, уменьшить бумажный документооборот, повысить скорость и расширить полноту предоставления информации, необходимой для принятия управленческих решений.
Мы провели в Бресте совещание специалистов хозяйства информационных технологий с привлечением кадровиков и трудовиков аппарата Брестского отделения. На встрече продемонстрировали обновленную программу, озвучили планы по ее дальнейшему совершенствованию, расширению полигона тестирования и внедрению на предприятиях отделений.
При развитии системы ЕК ИСУФР есть потребность в активном тиражировании подсистемы технического обслуживания и ремонта оборудования (ТОРО) в локомотивном хозяйстве. Ее планируется внедрить во всех локомотивных депо до 1 ноября нынешнего года. До этого подобный комплекс использовали только в локомотивных депо Минск, Осиповичи и Могилев. В ближайшее время к ним добавятся депо Калинковичи и другие. До ее внедрения необходимо выполнить большую подготовительную работу: создать соответствующую техническую базу и каналы связи, обучить персонал.
Есть еще одно перспективное направление. Создана рабочая группа по разработке комплекса, аналогичного ТОРО, для предприятий вагонного хозяйства.
В Могилеве прошло соответствующее совещание. Думаю, что для внедрения данной системы Могилевское вагонное депо может стать базовым.
Мы собираемся продолжать взаимодействие с финансово-экономической службой и службой промышленного обеспечения Управления дороги. Необходимо наращивать объем и повышать скорость обработки данных, совершенствовать технологические процессы. Это позволит эффективнее использовать имеющиеся ресурсы.
Руслан АНАНЬЕВ