Курс на эффективность
Коллектив локомотивного депо Молодечно назван одним из лучших среди аналогичных предприятий Белорусской магистрали по итогам отраслевого соревнования за первое полугодие. Это стало хорошим подарком его труженикам к 110-летию депо.
Молодечненцы сверх плана выполнили такие показатели, как средний вес грузового поезда, среднесуточные пробег и производительность грузового локомотива, выручка от реализации продукции и услуг. План по экономии топливно-энергетических ресурсов на производство – минус 4,6% (при задании минус 3,3%), на тягу поездов – минус 4% (минус 2%). Экономия расходов составила минус 2,6% (при плане минус 0,7%), рентабельность предприятия в первом полугодии – 12,3% (6,9%).
В начале ХХ века
За полгода в депо отремонтировано более чем 400 колесных пар. Эту специализацию предприятие получило в год своего 70-летия, когда был организован участок по ремонту колесных пар. Годом же основания депо считается 1906-й. Тогда в Молодечно, находящемся на пересечении линий Либаво-Роменской и Полоцко-Седлецкой дорог, построили и начали действовать две паровозные ремонтные мастерские веерного типа с поворотными кругами системы Селлерса. В них производился промывочный ремонт приписных пассажирских паровозов и мелкий ремонт вагонов, использовавшихся на прилегающих участках. Численность работников в то время не превышала 100 человек. В их числе – 40 машинистов, помощников и кочегаров.
110 лет спустя
Сегодня в депо трудится 550 человек, более половины из них – в цехе эксплуатации. Локомотивные бригады обслуживают осиповичское, вильнюсское, полоцкое, оршанское и лидское направления. Пять лет назад работники цеха эксплуатации вместе с ремонтниками цеха ТО-2 отметили новоселье, переехав в новое здание. А с 2012 года бригады начали осваивать современные грузовые локомотивы БКГ1.
Стараются совершенствоваться и ремонтники депо. Предприятие одним из первых на магистрали внедрило систему менеджмента качества ремонта колесных пар в соответствии с требованиями СТБ ISO 9001. Ввиду стесненности цехов, процесс работы стараются оптимизировать, усовершенствовать технологии и качество ремонта путем модернизации станков, внедрения рационализаторских предложений, позволяющих при этом реализовывать программу импортозамещения, продлевать сроки службы различных деталей и узлов и тем самым экономить значительные средства. К примеру, в 2015 году новаторы депо предложили свою технологию восстановления торцевых отверстий опоры для локомотиваТЭП70 с использованием радиально-сверлильного станка. Благодаря чему появилась возможность продлевать срок службы опоре зубчатого колеса колесной пары этого тепловоза.
– В нынешнем году технология восстановления диаметра привалочного фланца ступицы колесной пары тепловоза ТЭП70 с использованием токарно-карусельного станка 1516 и наплавочной установки НТ-20М инженера-технолога Виталия Ковалевича, начальника колесного участка Павла Собачевского и электрогазосварщика Семена Сороко сэкономила более 26 тыс. деноминированных рублей и избавила от приобретения деталей из-за рубежа, – рассказывает заместитель начальника депо по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам Максим Терех, до этого возглавлявший производственно-технический отдел предприятия. – Кроме того, в этом году мы внедрили два вихретоковых полуавтоматических дефектоскопа, предназначенных для неразрушающего контроля роликов и латунного сепаратора буксового подшипника локомотивов всех ремонтируемых у нас серий тепловозов – 2М62у, М62, 2ТЭ10, ТЭП60 и ТЭП70. – Это повышает качество ремонта узлов и, соответственно, безопасность движения поездов.
Помимо плановых видов ремонта колесных пар для локомотивов Белорусской магистрали депо оказывает услуги различным предприятиям, эксплуатирующим маневровые локомотивы. В частности, для филиала №7 «Сморгоньсиликатобетон» ОАО «Красносельскстройматериалы», УПП «Сморгонский комбинат хлебопродуктов», ОАО «Смолевичи Бройлер», ООО «Малиновщизненский спиртоводочный завод – «Аквадив». Подсобно-вспомогательная деятельность принесла 23 тыс. деноминированных рублей.
Обращаются к молодечненцам и заказчики из-за пределов Беларуси. В нынешнем году заключен договор на обновление 126 колесных пар для литовской частной компании. В копилку отделения заработано 104 375 деноминированных рублей.
Есть кем гордиться
Нынешний год стал знаковым для многих работников депо. Нагрудным знаком «За дабрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» II степени награжден слесарь по ремонту локомотивов Николай Мишурко, III степени – дежурный по депо Анатолий Ярошевич. Труд его коллеги Владимира Яроша оценен Почетной грамотой Белорусской магистрали, а слесаря КИП и автоматики Геннадия Янковского – Почетной грамотой Минского отделения. Николай Марков и Андрей Севастей пополнили число машинистов тепловозов с безаварийным пробегом на локомотиве 1000000 км и 500000 км соответственно. А токарь Дмитрий Страх назван лучшим молодым рационализатором магистрали. Еще один новатор – Виталий Ковалевич – стал участником районного конкурса среди молодых специалистов и отмечен в номинации «Респект года».
В локомотивном депо Молодечно гордятся не только передовиками труда, но и своими спортсменами. Не первый год деповская команда по мини-футболу участвует в городских турнирах. Машинист Александр Андрианов и инженер по качеству Андрей Матюшонок в составе узловой команды по волейболу стали третьими на отделенческих соревнованиях. Помощник машиниста Денис Козин, защищавший честь предприятия в состязаниях отделения по плаванию, занял первое место. Он еще и участник вокального коллектива «Гармония», популярного как в узле, так и в городе. Хорошо известен в Молодечно еще один солист этого коллектива – помощник машиниста Дмитрий Иваненко. В прошлом году он участвовал в народном шоу «Я могу!» на телеканале «Беларусь 1». Молодечненец вышел в финал, за него болели не только деповчане, но и все земляки. Дмитрий – постоянный участник творческих конкурсов в своем городе, а также на магистрали. В планах «Гармонии» – разучить новые хиты, написать свою музыку и продолжать радовать зрителей своим творчеством.
А в перспективах предприятия-юбиляра – приобретение современного оборудования и измерительного инструмента. Они необходимы для поддержания на высоком уровне качества работ при капитальном ремонте колесных пар тепловозов, техническом обслуживании и текущем ремонте локомотивов. В ближайшее время молодечненцы надеются выполнить реконструкцию цеха ТО-2 с устройством дополнительного железнодорожного пути для технического обслуживания электровозов.
Ольга ОРЛОВА