Уроки безопасности
На Белорусской железной дороге стартовала декада «Дети и безопасность», приуроченная к началу нового учебного года. Ее основная цель – предотвращение несчастных случаев с несовершеннолетними на объектах магистрали.
В одном из первых профилактических мероприятий, организованном на станции Минск-Восточный, приняли участие и журналисты «Железнодорожника…».
«Место действия» выбрано неслучайно. Станция находится в черте города. Это крупный транспортный узел с большим пассажиропотоком, рядом линия метро и автобусная остановка. По словам начальника станции Валерия Симанькова, в сутки здесь проходит до 50 пар грузовых и пассажирских поездов. В 2012 году был введен в эксплуатацию подземный переход, оборудованный пандусами и лифтом. Это значительно улучшило ситуацию с непроизводственным травматизмом, снизилось число проходов по путям. Свою роль сыграло и ограждение территории станции, а также наличие камер видеонаблюдения.
Понедельник, 10 часов утра. Вместе с работниками Военизированной охраны и сотрудником Минского ОВДТ поднимаемся по надземному пешеходному переходу. Сверху станция как на ладони. И нарушители – тоже. Прибывает поезд городских линий Смолевичи – Минск. Завидев его, двое молодых парней – явно опаздывающие пассажиры – вприпрыжку «припускают» через пути. Пару секунд – и они уже скрылись в салоне.
– К сожалению, далеко не все выбирают безопасный способ пересечения железнодорожного полотна, – комментирует начальник караула стрелковой команды на станции Минск Александр Басов. – Многие, как видите, игнорируют пешеходный переход, экономят время, пренебрегая личной безопасностью.
Спускаемся на платформу и буквально «ловим с поличным» еще одного беспечного молодого человека, неспешно шагающего через пути прямо к нам. Парня зовут Виктор. Он признался, что живет по соседству, а учится в центре и дорогу от дома до метро часто сокращает таким вот образом. «Так короче», – вздыхает молодой человек. Александр Николаевич подробно объясняет, чем чреваты подобные «прогулки», вручает памятку и выписывает постановление: нарушителю пришлось заплатить штраф в размере 0,2 базовой величины.
Пока Александр Николаевич занят, его подчиненные – Сергей Маринчик и Никита Параховник – осматривают территорию. Прибывает электропоезд региональных линий экономкласса и работники Военизированной охраны направляются в сторону подвижного состава. В это время из-за него как раз показывается парочка пассажиров с явным намерением пробежаться по путям. Однако, завидев людей в форме, экстремалы тут же ретируются обратно. «Сам факт нашего присутствия уже своего рода профилактика», – отмечает Александр Басов.
Декада «Дети и безопасность» проводится на Белорусской магистрали регулярно, как правило, в период школьных каникул.
С начала года она объявлялась трижды – в январе, марте и в начале июня. В рамках этой акции Военизированная охрана осуществила 237 рейдов (в том числе 50 – с сотрудниками ОВДТ и 26 – с работниками железнодорожных предприятий и организаций), провела 58 выступлений в трудовых коллективах и учебных заведениях. К административной ответственности за переход или нахождение на путях в неустановленном месте привлечено 94 человека. Удалено с объектов магистрали 19 граждан в состоянии алкогольного опьянения. Выявлено 9 несовершеннолетних без присмотра взрослых, еще 7 находились на путях в наушниках или разговаривали в это время по мобильному телефону.
– Наушники и сотовые телефоны – особая тема, – подключается к разговору инспектор ИДН Минского ОВДТ Екатерина Шкляр. – Во время посещения школ, летних оздоровительных лагерей мы подробно объясняем детям, какую опасность несет использование этих гаждетов на железнодорожных объектах. Просим быть внимательней. Еще одно популярное направление у молодежи – селфи и зацепинг. Такие увлечения могут представлять реальную угрозу здоровью и жизни человека. Об этом должен знать каждый ребенок.
Многое, конечно, зависит от классного руководителя – ведь дети большую часть времени проводят в школах. И безусловно, от родителей, их личного примера. Не единожды наблюдала картину, когда мама, обвешанная сумками и баулами, тащит через пути своего ребенка. Хотя в пяти метрах оборудован пешеходный переход. Или переносит малыша на руках, прыгая по рельсам. Это вопрос личной безопасности.
Словно иллюстрация к словам Екатерины на платформе появляется женщина с девочкой 10 лет. Не найдя рядом привычного пешеходного настила, мама с дочерью направляются к путям. Но работники ВОХР и ОВДТ вносят коррективы в их маршрут. Участники акции провели с обеими профилактическую беседу, вручили памятки и даже проводили их до надземного перехода.
– Профилактика непроизводственного травматизма – в том числе с участием несовершеннолетних – ведется на Белорусской железной дороге постоянно и носит системный характер, – подчеркнул Александр Басов. – Во время декад безопасности мы активизируем эту работу. Помимо сотрудников ОВДТ привлекаем к участию работников железнодорожных предприятий, членов общественных формирований.
Хотел бы напомнить: в соответствии с законодательством, за несоблюдение правил поведения на железнодорожных объектах предусмотрены штрафы. А именно: за переход или нахождение на железнодорожных путях в неустановленном месте – от 0,2 до 2 базовых величин. За самовольный проезд в грузовом поезде (в том числе на подножке или крыше вагона), посадку или высадку во время движения – от 0,6 до 3. За подкладывание на пути предметов, которые могут вызвать нарушение движения, – от 2 до 10. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, что привело к совершению ребенком правонарушения, предусмотрен штраф до 10 базовых величин.
Мы уже завершали работу на станции, когда обратили внимание на молодого человека с мальчиком. Житель Жодино Алексей привез в Минск 7-летнего племянника посетить музей Великой Отечественной войны. «Переходить железную дорогу нужно только в специально отведенном месте», – уверенно заявил нам ребенок, спускаясь с дядей по пешеходному мосту. Малыш вырастет и потом поймет, что полученные в детстве знания помогли спасти его жизнь и здоровье.
Декада «Дети и безопасность» продлится на Белорусской железной дороге до 7 сентября.
Инга МИНДАЛЁВА