Махнуть на острова. Соловецкие
Инженер Бобруйской дистанции пути Дмитрий Сельков совершил немало увлекательных путешествий. Судьба забрасывала его в Якутию – наш земляк побывал на алмазных карьерах, по порожистым рекам сплавлялся на Урале.
В Великом Устюге водил хороводы с Дедом Морозом. Исколесил вдоль и поперек родную Беларусь. А этим летом посетил Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Своими впечатлениями от поездки железнодорожник охотно поделился с читателями отраслевой газеты.
«Накануне очередного отпуска я задумался, как мне провести его, чтобы и отдохнуть как следует, и впечатлений набраться. На столе – школьный глобус. Вращаю его. Взгляд падает на Северное полушарие. Какие они, северные закаты? А Белое море действительно белое? Однако настоящая сокровищница этого края – Соловецкие острова, известные еще с древних времен. Они овеяны легендами, тайнами, загадочными историями и мифами. Побывать здесь не мечтает разве что ленивый. Решено! Еду на Соловки!
Поезд Гомель – Мурманск – прямой, без пересадок. К тому же, будучи работником стальной магистрали, могу воспользоваться разовым проездным документом. Поездная бригада наша, белорусская. В вагоне чисто и уютно. Чай в фирменных подстаканниках кому-то может показаться мелочью, но для меня это один из показателей культуры обслуживания пассажиров.
Рассматривая проплывающие мимо пейзажи, пытаюсь представить, как живут и трудятся железнодорожники соседней страны. Чем дальше на север, тем безлюднее кажется местность. Редкие остановки на небольших станциях. Здания вокзалов хоть и не новые, но выглядят ухоженными. Удивила и спецодежда российских коллег – каждый работник ОАО «РЖД» носит костюм с отметкой о принадлежности к той или иной службе. Что еще бросается в глаза: путь на главном ходу преимущественно бесстыковой, а вот высокая трава и кустарники местами на перегонах так и норовят постучать в окно.
Почти сорок часов в дороге пролетели незаметно. Вот и станция Кемь, а там и до Рабочеостровска недалеко. Выяснилось, что паром будет только утром, поэтому устраиваемся на ночлег. Спать совсем не хочется, решил совершить первую прогулку к Белому морю. Поднялся на скалистый берег – и дыхание перехватило от увиденной красоты: водные просторы, окутанные розовой дымкой заката, а вдали виднеются каменистые острова. На одном из мысов стоит старая церковь. Здесь Павел Лунгин снимал свой фильм «Остров». Вернувшись к месту ночлега, обратил внимание на время. Стрелки часов сошлись в верхней точке циферблата, а на улице все еще светло. Вот они – белые ночи!
Утром наше судно взяло курс на Большой Соловецкий остров. Переправа заняла часа два. Все это время нашими спутниками были местные чайки, так и норовящие выхватить съестное из рук. Оказывается, их здесь множество видов: белые, серебристые, сизые, малые и большие…
Когда ступили на Тамаринский причал, нам открылся потрясающий вид Соловецкого монастыря. Правда, некоторые его части были затянуты строительными лесами: шла реконструкция каменных стен. Огромные многовековые валуны, покрытые рыжим мхом, являются одновременно и крепостью. Со времен Ивана Грозного и до наших дней монастырь хранит свою непростую историю. С 1923-го по 1939 год здесь существовал Соловецкий лагерь особого назначения, где значительную часть заключенных составляли представители духовенства, интеллигенции, царские офицеры, эсеры. С 1942-го по 1944-й на базе монастыря работала Школа юнг Северного флота. С ее историей можно подробно ознакомиться в местном музее. С одной стороны монастырь омывает бухта Благополучия, с другой – озеро Святое. Говорят, искупавшись в нем, можно очиститься от зла.
На постой нас приняла одна из местных жительниц, напоила чаем из дикорастущих трав. От нее же мы услышали и рассказ об острове. Население – человек семьсот, из них около ста монахов, которые живут по скитам. В нынешнем году в поселке появился водопровод, есть своя маленькая дизельная электростанция, пекарня, где делают вкусные булочки и пирожки – с черникой, морошкой, брусникой, рыбой, морской капустой. Имеется и небольшое производство – цех по переработке ламинарий и фукуса, где делают крема, мази, пищевые добавки из морской растительности. Почти все материалы и продукты на острове – привозные, поэтому цены достаточно «кусачие». Удивил аэропорт – маленький, спрятанный среди зелени. Но здесь без особых проблем регулярно приземляются легкомоторные самолеты из Архангельска и Санкт-Петербурга.
Общая площадь Соловецкого архипелага – более 300 км2. В его состав входят сто островов, из них шесть – достаточно большие. Самый крупный – Большой Соловецкий. Природа Соловков уникальна. Здесь можно встретить комплексы, которые на материке размещаются друг от друга за многие сотни километров: лесотундру, тайгу, болота. Соловки находятся всего в 150 км от Полярного круга. Самая долгая ночь в декабре – она продолжается около 22 часов, столько же длится в июне полярный день. Температура воздуха в это время днем около + 20 0С. А вот зимы на Соловках холодные. Правда, Белое море полностью не замерзает, только вокруг островов образуется ледовый припай шириной до 6 км, а дальше на водных просторах дрейфуют льдины. Поэтому Соловецкие острова отрезаны от внешнего мира с ноября по май.
Отправляемся пешком на мыс Лабиринтов. Застали отлив, который длится здесь около 5-6 часов. По берегам раскинулись карликовые и пушистые березы причудливых форм, цепляющиеся корнями за скалистые берега. Они годами противостоят суровым морским ветрам. Местные называют это место «танцующими березками». Прошли еще километров пять – на берегу, омываемая холодными волнами, уж третий век лежит огромная гранитная плита с надписью о заключении мира во время войны Турции, Франции, Англии, Сардинии с Россией.
Леса на острове устланы черничником. Ягоды крупные, сродни голубике. Такие у нас – редкость. Насобирали грибов – подосиновиков, лисичек, белых… Их здесь тоже достаточно. Будет к ужину зажарка!
На следующий день отправляемся на лодках по малому кругу канальной системы острова, объединяющей около 500 озер! Когда-то их соединили каналами, чтобы регулировать уровень воды. К тому же под напором крутились жернова монастырской мельницы.
Красоту пресных водоемов нельзя описать словами. На гладкой поверхности, словно в зеркале, отражаются проплывающие по небу облака, птичий мир поражает своим разнообразием. Охота здесь запрещена, ведь места заповедные. Из живности на острове преобладают зайцы и лисицы. А недавно местные заметили несколько лосей. Вероятно, «сохатые» добрались до острова зимой – где по льду, где вплавь, преодолев расстояние в 70 километров от материка.
Отдохнув от лодочного похода, все желающие смогли понаблюдать за повадками местных китов – белух. Во время отлива они плавают у самого берега, удивляя грациозными движениями и необычным «пением».
Если пойти по единственной дороге, опоясывающей остров, окажешься на Секирной горе. На ней расположен Вознесенский скит, построена церковь-маяк. Секирная гора – самая высокая точка на острове (около 80 метров).
На обратном пути можно посетить местный Ботанический сад, коллекция которого формировалась на протяжении 150 лет. В нее входят уникальные растения, прошедшие длительный путь акклиматизации в условиях приполярного климата. Редкие экземпляры свозились со всего мира. Есть и представители типичной белорусской флоры. Некоторые виды деревьев, кустарников, овощей и цветов из наших широт прекрасно чувствуют себя здесь.
Следующая экскурсия – на Большой Заяцкий остров. Погрузившись на катер-баркас, направились к месту, где кроме «дежурного» монаха никто не живет. Когда-то здесь пересекались промысловые маршруты, проводились загадочные обряды поморских племен саамов и карел. Главными сооружениями острова являются лабиринты из валунов (их 13), а также курганы и дольмены. Считается, что лабиринты препятствуют выходу наружу души умершего, погребенного в центре сооружений.
Еще в 1694-м Петр I при посещении острова собственноручно поставил большой деревянный крест на возвышенном берегу у пролива между Большим и Малым Заяцким островами, а несколько лет спустя дал распоряжение о строительстве здесь деревянной церкви в честь апостола Андрея Первозванного. Позже в ней освятили Андреевский флаг, являющийся и сегодня символом русских моряков.
Анзер – второй по величине остров Соловецкого архипелага. Но попасть на него удается далеко не всегда. Виной тому частые штормы. Нам повезло причалить к берегу. На Анзере на протяжении многих веков селились монахи-отшельники. Предание гласит, что здесь являлась Божья Матерь, и по ее указанию был устроен Голгофо-Распятский скит.
Воду для питья на острове черпают из природного источника. Наш гид попросил каждого взять на берегу по булыжнику, дабы внести и свою лепту в строительство к нему дороги, которая местами все еще проходит по болотам или дощатым гатям.
Вот и местная Голгофа. На горе – величественный храм. Есть время зажечь свечу и помолиться. На спуске взгляд невольно выхватывает березу в форме четкого креста: высокий прямой ствол уходит вверх, а две крепкие ветки раскинулись по сторонам. Вот еще одно подтверждение уникальной ауры этих мест.
Каждый день, провожая закат на берегу Белого моря, я все отчетливее понимал, что влюбился в Соловецкие острова. Где еще увидишь такие красоты природы, отдохнешь и мыслями, и телом?! Но пора возвращаться домой. Снова уютный вагон, ставшие почти родными проводники. За окном замелькали станции и перегоны. Невольно ловлю себя на мысли, что государств на планете много, но железная дорога, в общем-то, одна. Она объединяет страны, города, людей, дает им возможность путешествовать на большие расстояния, открывать для себя что-то новое и полезное. Отпуск закончился, но вспоминать об удивительной поездке на Соловки я буду еще долго. Куда отправлюсь в следующий раз – пока не решил. Раскручу-ка я старый глобус…»
Дмитрий СЕЛЬКОВ,
Андрей ИВУТЬ