Капитальный подход
В локомотивном депо Лунинец освоили капитальный ремонт двигателей ЯМЗ различных серий специального самоходного подвижного состава, что позволит в дальнейшем снизить эксплуатационные расходы, связанные с обслуживанием этой техники.
…В одном из цехов депо находится погрузочно-транспортный мотовоз МПТ-4 № 979, принадлежащий Лунинецкой дистанции пути. Еще несколько дней назад путевая машина была задействована в замене стрелочного перевода на станции Ситница. Затем ее поставили на плановый средний ремонт. Уже к октябрю она вернется в строй.
Рядом – грузовая дрезина ДГКу № 4664 Волковысской дистанции пути. Машина также проходит средний ремонт. Ее разукомплектовали, двигатель отправили в соседний цех на капитальный ремонт.
Освоили первыми на магистрали
– С 2010 года развиваем новое направление. Это ремонт специального самоходного подвижного состава, – рассказывает заместитель начальника предприятия Владимир Ковалец. – Мы были первыми среди локомотивных депо магистрали, где освоили этот вид ремонта. С тех пор через наше предприятие прошло более трех десятков путевых машин.
С весны нынешнего года здесь осваивают капитальный ремонт двигателей ЯМЗ, которыми оснащено большинство путевых машин. Работа началась с постановки на ремонт первого мотора. Отлаживали технологию, параллельно готовили техническую документацию. Последняя, кстати, обобщалась научными работниками БелГУТа, с которыми локомотивное депо заключило договор.
Первым капитальный ремонт здесь прошел двигатель путевой машины МПТ-4 № 803 Лидской дистанции пути. Затем – машины МПТ-4 № 749 и МПТ-4 № 979 Барановичской дистанции сигнализации и связи и Лунинецкой дистанции пути соответственно. Отремонтированная техника уже эксплуатируется. И отсутствие существенных замечаний свидетельствует о высоком качестве ремонта.
От разборки до обкатки
Двигатель ЯМЗ-238 дрезины ДГКу находится на кантователе, который, к слову, изготовлен слесарями депо Вадимом Рабковским и Сергеем Деяновым.
– Наш стенд универсален, мы предусмотрели возможность использовать его в работе с двигателями разных серий, которые отличаются по габаритам, – говорит Владимир Ковалец. – Кантователь выдерживает высокие весовые нагрузки и удобен в эксплуатации – позволяет выполнять любые виды работ, будь то разборка с последующим ремонтом или обычная очистка.
Слесари Вадим Рабковский и Сергей Деянов разбирают мотор. Разукомплектование двигателя и очистка всех деталей – начальный этап капитального ремонта. После мойки все запчасти поступят на дефектовку. Идентификация повреждений и определение степени износа – важный этап. Там выяснят, какие из деталей не пригодны для дальнейшей эксплуатации и подлежат обязательной замене.
– Дефектовка – процесс долгий и скрупулезный. С микрометром исследуется каждая деталь, чтобы выявить даже малейшую деформацию, – рассказывает мастер цеха ремонта Олег Максименко. – Минимальное несоответствие размеру, указанному в технической документации, – и мы выполняем замену. Поскольку ЯМЗ-238 – российский двигатель, то и комплектующие в основном поступают из этой страны. Есть также перечень расходных материалов для обязательной замены: подшипники, прокладки, вкладыши.
Затем специалисты приступают к ремонту головки блока цилиндров и блока цилиндров, а также коленчатого вала. После этого – сборка и монтаж двигателя.
Завершающий этап – мотор испытывают на специальном стенде. Он также изготовлен силами местных слесарей. В процессе обкатки происходит приработка трущихся поверхностей и выявляются возможные дефекты, возникающие в результате допущенных при ремонте отклонений от технических требований. Специалисты проводят окончательные регулировки и устраняют дефекты.
Обкатка проводится в несколько этапов. В процессе холодной обкатки (от электродвигателя) прорабатывается цилиндропоршневая группа. Это позволяет на холостом ходу притереться всем элементам для будущей стабильной работы мотора. Во время горячей обкатки работающий двигатель нагружают при полной подаче топлива. Приборы позволяют контролировать давление масла и температуру, другие параметры.
С учетом времени, необходимого для проведения процедуры закупки запчастей, через несколько недель мотор будет полностью готов к эксплуатации.
– С организациями, с которыми мы ранее сотрудничали по техническому обслуживанию этих двигателей, регулярно возникали проблемы, – поясняет Владимир Ковалец. – Мы сталкивались с некачественным ремонтом. Кроме того, подобная услуга обходилась недешево. Производя капитальный ремонт двигателей в депо, снизить расходы на ремонт удается практически вдвое. Таким же путем пошли и с ремонтом механических коробок передач ЯМЗ. Их мы также ремонтируем у себя.
Профессионалы своего дела
Ремонтом коробок передач занимается слесарь Руслан Рогов. Его усилиями изготовлен и кантователь.
– Слесари, которые заняты на данном участке, – настоящие профессионалы. Это молодые, перспективные специалисты. Придя на работу в депо, многому научились, – говорит Владимир Ковалец. – Если Руслан Рогов специализируется на коробках передач, то Вадим Рабковский и Сергей Деянов – на двигателях. Владимир Былинович – слесарь по ремонту электрооборудования, во всех вышедших от нас машинах оно восстановлено его руками. Мы очень дорожим такими специалистами.
Слесари депо регулярно выезжают на предприятия по заявкам и производят техническое обслуживание и ремонт путевых машин. И не только для выполнения гарантийных обязательств. С одной стороны, это позволяет оперативно устранить неисправности. Ведь любая машина должна работать без сбоев.
С другой, это еще и возможность контролировать соблюдение правил эксплуатации и выполнение перечня цикловых работ по обслуживанию, которые предприятие должно проводить самостоятельно.
Внимание мелочам
Высокое качество ремонта помогло получить локомотивному депо соответствующую репутацию и позволило выйти за рамки Барановичского отделения в предоставлении услуг. Владимир Ковалец отмечает, что на предприятии прорабатывают детали договора с Бобруйской дистанцией пути.
– Мотовоз МПТ-4 будет проходить у нас капитальный ремонт. И вместо замены двигателя мы предложим его капремонт, что минимизирует затраты заказчика при гарантированно высоком качестве.
Осязаемый результат
Кроме ремонта ССПС, который является самым перспективным направлением, на предприятии осуществляют ТО-3 и ТР-1 тепловозов 2М62, М62, ЧМЭ3 и ТМЭ1. По результатам работы в первом полугодии локомотивное депо Лунинец стало победителем отраслевого соревнования. Коллективу удалось выполнить все основные доведенные показатели. В объеме ТР-1 отремонтировали 57 секций тепловозов, техническое обслуживание ТО-3 прошли 238 секций, в объеме ТО-5 оздоровили 65 секций. Выполнение плановых видов ремонта на 2% превысило задание. Объемы перевозок выполнены на 107,9% к плану. Показатель экономии топливно-энергетических ресурсов в целом по депо составил минус 1,8.
Как отмечает Владимир Ковалец, победа в отраслевом соревновании – это прежде всего заслуга всего коллектива. Благодаря слаженному и добросовестному труду каждого из почти пятисот работников предприятию удалось показать хорошие результаты.
– Наша работа имеет вполне осязаемый результат: на ремонт приходит техника со множеством проблемных узлов и механизмов, – говорит Владимир Ковалец. – А уезжает обновленная. И это радует, вдохновляет на ответственную работу.
К машинам здесь относятся, как к живым организмам, обращают внимание на любые мелочи. К примеру, на состояние буферных фонарей. Согласно инструкции, на путевых машинах они горят в любое время суток. Причем в зависимости от движения по правильному либо неправильному пути, светиться должны белым либо красным сигналом.
– Смотрите, вот фонари еще советского производства, – обращает внимание на одну из ремонтируемых машин Владимир Ковалец. – Если перегорает лампочка, это настоящая проблема при эксплуатации. Мы сотрудничаем с организацией, которая изготавливает для нас светодиодные буферные фонари. Новые устройства более надежные и долговечные, чем прежние.
Елена КРАВЕЦ