В музей ему дорога
Новым экспонатом пополнился Барановичский музей железнодорожной техники. Свое место среди раритетов под вековыми соснами обрел маневровый тепловоз ЧМЭ3-1575. 100-тонную машину из локомотивного депо Барановичи доставляли специальной техникой. Теперь тепловоз могут увидеть все посетители музея.
…Подставляя яркому сентябрьскому солнцу свежевыкрашенный кузов, он будто сбросил десяток лет. Кажется, вот-вот вздохнет и, как молодой, снова побежит по рельсам. Впрочем, выпущенный в 1974 году в Праге, за свою сорокалетнюю трудовую биографию он уже «намотал» не одну тысячу километров. Работал практически на всех станциях отделения. Последнее время – на Тимковичах. Маневрового ветерана-трудягу там вспоминают только добрым словом. Говорят, его почетное место в музее – по праву.
…На заслуженный отдых этот локомотив отправили еще в прошлом году. И возможно, его судьба решилась бы по-другому, если бы не инициатива работников музея железнодорожной техники. В частности, ветерана-железнодорожника Владимира Константиновича Симко. Его идею – передать машину в музей поддержало и руководство отделения, и райпрофсож. Подготовкой тепловоза к передаче занимались специалисты ремонтного цеха ТО-3 тепловозов локомотивного депо Барановичи.
– Чтобы уменьшить вес машины, а это примерно 123 тонны, мы сняли двигатель, заменили некоторые элементы обшивки кузова, восстановили кабину, почистили, покрасили. На все ушло практически два месяца, – рассказывает мастер цеха локомотивного депо Барановичи Александр Черняк.
Затем обновленный локомотив доставили на станцию Барановичи-Полесские, где работники восстановительного поезда станции разобрали его по деталям и на платформе повышенной грузоподъемности довезли до музея. Дальше специальным краном переставили на заранее уложенные пути. Сначала – тележки, затем – кузов.
– Мы делали это впервые. Самое трудное было установить кузов на поворотный подпятник колесной тележки. Получилось с первого раза. Работала большая бригада.
В том числе – крановщик Дмитрий Семенович, помощники машиниста крана Станислав Капустин и Виталий Парфенович, стропальщики Николай Грипич и Олег Химончик, профессионализм которых хочется отметить особенно, – говорит заместитель начальника восстановительного поезда Владимир Конколович.
– Я как бывший военный, – делится своими наблюдениями директор музея Владимир Руцкий, – сравнил бы их работу с действиями спецназа. Смотри и любуйся – люди трудились увлеченно, им это было интересно.
…Увлеченность и неравнодушие. Этими же словами можно охарактеризовать отношение к экспонатам музея и самого Владимира Владимировича. А локомотив, пополнивший их число, у него и вовсе на особом счету.
– За это время он мне стал родным. Красивый. Напоминает паровозы из моего детства. Я ведь из семьи железнодорожников, поэтому очень трепетно отношусь ко всему, что связано с магистралью. Считаю, что исторические экспонаты – это не только путешествие в прошлое, но и «мостик» в будущее, – отмечает директор музея. – В последнее время у нас заметно меняется контингент посетителей. Если раньше приходили в большинстве своем ветераны, вспоминая свои трудовые годы, то сейчас это в основном молодежь. Причем молодежь, которая проявляет интерес к железной дороге. Поэтому наш музей в первую очередь помогает поддержать престиж магистрали и железнодорожных профессий. Кроме того, он уже давно стал визитной карточкой города. К нам приезжают гости из разных стран мира – Германии, Чехии, Польши, Канады, не говоря уже о странах СНГ. И здорово, что экспонатов становится больше.
Кстати, в планах у работников музея – удлинить имеющийся путь и пополнить экспозицию электровозом ВЛ80 и головным вагоном электропоезда серии ЭР. Ведь и в музее нельзя жить вчерашним днем, говорят его сотрудники. Нужно смотреть и шагать вперед.
Татьяна МАЗУРА