От кочегара до машиниста
По четвергам в локомотивном депо Осиповичи проходят встречи ветеранов. Бывшие труженики магистрали всегда им рады, ведь можно пообщаться с единомышленниками, вспомнить былое. Среди активных участников таких мероприятий и машинист паровоза Леонард Трибушевский, который посвятил этой профессии не один десяток лет.
Вспомнить ветерану действительно есть что… Как совсем юным он пришел устраиваться на работу кочегаром в депо, где к тому времени уже трудился муж сестры. Как учился в вечерней школе, потому что в родной деревне Казимирово смог окончить только четыре класса. Как отправился в свой первый самостоятельный рейс…
– В ту пору поезда двигались не так быстро и плавно, как сегодня, – рассказывает Леонард Григорьевич. – Паровозы извещали о своем прибытии на станцию шипением и клокотанием, а также клубами дыма, окутывающими перрон. Запахи гари и шпальной смазки были привычными для железнодорожников.
Юноша быстро втянулся в работу кочегара: смазывал буксы, набирал масло и воду, подгребал уголь из тендера в лоток. После того, как сдал специальный экзамен, стал помощником машиниста паровоза. Его главной задачей было держать в котле пар нужного давления (13 – 14 атмосфер). Также приходилось постоянно следить за показаниями водомера, своевременно закрывать дверцу котла, чтобы туда не проникал холодный воздух.
Позже в депо начали использовать жидкое топливо, перед поездкой заполняя мазутом бочки в тендерах.
После каждого рейса уставали все. Поэтому, приехав в пункт назначения, старались хорошо отдохнуть. Дома отдыха для паровозных бригад уже работали на многих крупных станциях, но они были не такими обустроенными, как сейчас. Машинисты и помощники спали на топчанах, питались в столовой.
В очередной рейс бригада отправлялась уже через сутки. Трудились, не думая о сложностях. После окончания курсов в гомельской дортехшколе молодой железнодорожник освоил тепловозы. А вскоре и на место машиниста пересел.
При управлении тепловозами труд локомотивной бригады стал физически менее тяжелым. Вместо заброски угля помощнику приходилось контролировать работу агрегатов в дизельном помещении, а машинисту – следить за путями, обеспечивая безопасность движения.
– С напарниками срабатывался легко, – продолжает Леонард Трибушевский. – Некоторые из них становились для меня словно близкими родственниками. Так, долго ездил с Евгением Шичко, который многому меня научил. Он же рекомендовал мою кандидатуру во время очередного набора в депо на курсы по подготовке машинистов. Позже я и сам помогал молодым ребятам освоить эту профессию.
Довелось Леонарду Григорьевичу поработать и в маневровом движении с обслуживанием локомотива в «одно лицо». Вот только с электровозами «подружиться» не успел.
Тридцать лет смотрел машинист на пути из кабины локомотива. За добросовестное отношение к работе неоднократно поощрялся благодарностями, денежными премиями. И после выхода на заслуженный отдых не распрощался с родным депо. Несколько лет состоял в совете ветеранов предприятия, занимался общественной работой. А отраслевую газету и сегодня читает от корки до корки. Старается быть в курсе всех событий, происходящих на магистрали, радуется, когда встречает на страницах статьи о своих бывших коллегах и достижениях нынешнего поколения железнодорожников.
Инна ЗАСКЕВИЧ