В лаборатории – все как по маслу

Исправное состояние всего подвижного состава локомотивного депо Брест и в частности отдельных его узлов и деталей в процессе эксплуатации во многом зависит от качества дизельного топлива, масла, песка и воды, необходимых для работы тепловозов.

img_4541Проверку этого перечня на соответствие определенным показателям выполняют специалисты химико-технической лаборатории предприятия. Они дают заключение, подходят ли нефтепродукты для того или иного локомотива, или их все же рекомендуется заменить. Работа у лаборантов на первый взгляд простая, но именно от точности их анализа зависит продолжительность эксплуатации машины до следующего обслуживания или ремонта.

Химико-техническая лаборатория в локомотивном депо Брест-Центральный специализируется на работе с тепловозами М62, 2М62, ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, а также на новых локомотивах ТМЭ3, выпущенных в профильном депо Лида.
– Мы занимаемся анализом масел подвижного состава, дизельного топлива, а также осуществляем входной контроль качества тех нефтепродуктов, которые поступают к нам на предприятие, – рассказывает заведующий лабораторией Вячеслав Заболотин. – Получили аттестационное свидетельство, срок действия которого распространяется до ноября 2018 года. Согласно этому документу имеем право на проведение химического анализа нефтепродуктов – топлива, масел, пластичных смазок, щелочного и кислотного электролита, воды для его приготовления, охлаждающей жидкости для двигателей тепловозов, физико-химических свойств песка для песочниц локомотивов и пескосушилок, а также анализа сточных вод очистных сооружений.

По анализу масла – о работе локомотива

Для проверки масла перед постановкой тепловозов на техническое обслуживание ТО-3 или текущий ремонт ТР-1 работник лаборатории отбирает из дизелей пробу для определения вязкости, величины водородного показателя, общей загрязненности, наличия воды, а также температуры вспышки.

Заведующий лаборатории Вячеслав Заболотин

– Если выясняется, что в процессе эксплуатации локомотива дизельное топливо попадает в масло, то его вязкость падает. В этом случае происходит разжижение и температура вспышки снижается, – объясняет Вячеслав Валерьевич. – Ее определяем на современном приборе «Вспышка-А», который позволяет определить этот показатель дизтоплива, как в открытом, так и в закрытом тигле (емкость, в которую заливается исследуемый
нефтепродукт). Для этого задаются определенные параметры, и согласно ГОСТам происходит измерение. Температура вспышки – та величина, при которой пары топлива, залитого в закрытый тигель, вспыхивают при возникновении пламени.
По анализу масла можно многое узнать о работе локомотива или его основных узлов.
К примеру, определить степень его загрязненности. Если на приборе КФК она превышает норму, это означает, что, возможно, есть неисправности в работе центрифуг, фильтров тонкой и грубой очистки тепловоза. Точный результат будет известен уже после определенного анализа продукта.
– Если выяснится, что масло не соответствует норме, лаборант сообщает об этом сменным мастерам депо и делает запись в журнале ТУ-28, – продолжает Вячеслав Заболотин. – Потом нефтепродукт, взятый на пробу с тепловоза, подлежит сливу, даже если не наступили сроки по его регламентной замене. А через трое – пятеро суток эксплуатации локомотива лаборант должен проверить, устранена ли причина, по которой масло пришло в негодность раньше времени.
В настоящий момент коллектив, помимо заведующего, – это семь человек: лаборанты Наталья Давидович, Елена Боярчук, Валентина Петрочук, Екатерина Артышук, Ирина Мотузко и Тамара Захарчук. Тамара Николаевна здесь недавно (до этого работала в депо на другом участке), однако уже освоила последовательность многих выполняемых операций. Сейчас она заочно учится в Брестском колледже железнодорожного транспорта.
– Я проверяю воду на щелочность и жесткость, делаю анализы масла и топлива, определяю показатель в так называемой PH-cреде, – рассказывает Тамара Захарчук. – Также измеряю плотность жидкостей с помощью ареометра. К примеру, сейчас в дизтопливе она составляет 0,820 грамма на 1 см3 при температуре 29 градусов. Эти показатели соответствуют паспорту качества. Значит топливо пригодно для работы и его можно сливать в емкости для хранения.
Самый молодой сотрудник лаборатории – Ирина Мотузко, которая трудится здесь всего два года. Она окончила Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина по специальности «биолог-эколог» и получила распределение на это предприятие. Как и ее коллеги, Ирина занимается физико-химическим анализом нефтепродуктов. Работа требует определенных навыков и знаний. Сначала, призналась девушка, ей было нелегко проводить исследования, ведь депо – многопрофильное предприятие и специализируется на ремонте локомотивов различных серий. Однако всегда выручали опытные коллеги, готовые поддержать, дать мудрый совет.
– После окончания университета прошла обучение на предприятии, старалась вникнуть во все тонкости своей будущей работы, – говорит Ирина Мотузко. – Освоиться помогали старшие товарищи, которым я очень благодарна. Рабочий день начинаю с подготовки материалов для исследования, лабораторной посуды и соответствующих журналов. Мастер участка сообщает мне, какой вид ремонта будет проводиться в депо, и в зависимости от этого выполняю анализы нефтепродуктов. После снабжения тепловоза, непосредственно перед его выездом в рейс, замеряю плотность дизельного топлива. Также проверяю на качество охлаждающую жидкость в 1-м участке и на складе топлива. Всегда лишний раз проверю результаты труда, чтобы не допустить ошибки. Работа может показаться скучной, но это на первый взгляд.
Ирина Анатольевна – представитель династии. Ее отец Анатолий Степанович трудится в этом депо помощником машиниста, стаж работы у него 33 года, а дедушка Степан Иванович был составителем поездов. Девушка призналась, что железная дорога ей тоже по душе, поэтому уходить из отрасли не планирует. Недавно открыла для себя новое направление деятельности, где с пользой для дела применяет свои знания. Она состоит в команде санитарных дружин Брестского отделения, которая в прошлом году на дорожных соревнованиях заняла первое место.

Лаборант Тамара Захарчук определяет температуру вспышки дизельного топлива

Лаборант Тамара Захарчук определяет температуру вспышки дизельного топлива

– Кроме них постоянно участвую в городских и районных соревнованиях сандружин, – призналась Ирина Анатольевна. – Кстати, есть в нашей команде еще одна представительница локомотивного депо – рабочая по комплексному обслуживанию зданий и сооружений Виктория Сенько. Выступаем неплохо – на городских соревнованиях входим в тройку лучших участников, а на областных – в десятку.

С максимальной точностью

Все измерения производят при помощи специального оборудования – электронных весов, измеряющих механические примеси с точностью до десятитысячной доли грамма, ареометров, химических реактивов и жидкостей. Помимо анализа нефтепродуктов и других жидкостей, работники лаборатории с помощью дозиметров контролируют радиацию подвижного состава во время комиссионных осмотров – как снаружи тепловоза, так и в кабине машиниста. Здесь же измеряют общий шум по частотам (с помощью прибора Октава), чтобы локомотивной бригаде было комфортно на своем рабочем месте. Также большое внимание уделяется контролю качества песка, который применяется на локомотивах, где отслеживается его зерновой минералогический состав. Несколько раз в месяц лаборанты отбирают пробу для определения в этом материале процента влажности и зернового состава. Проверяется он и на качество в песочницах локомотивов. Все результаты фиксируются в журнале, а отчетная документация сохраняется около трех лет.
– Благодаря нашей точной работе продлевается жизнь многих узлов локомотивов, тем самым, экономятся средства предприятия, – уверен Вячеслав Заболотин. – В этом году с нашим участием прошли ремонт 363 секции дизель-поездов в объеме ТО-3, 96 – на ТР-1 и 90 – на ТР-2. Принятые меры позволили не допустить эксплуатацию подвижного состава с непригодными для работы нефтепродуктами и смазочными материалами. Считаю, что коллектив успешно справляется со своими обязанностями.
Вячеслав Валерьевич возглавляет лабораторию четыре года, хотя стаж в депо составляет 15 лет. Он представитель династии железнодорожников: на этом предприятии трудились его дедушка Иван Степанович и отец Валерий Иванович, который был отмечен благодарностью начальника магистрали и награжден знаком «Выдатнiк Беларускай чыгункi». Чтобы постоянно быть в курсе всех событий, заведующий лабораторией поддерживает взаимодействие с коллегами из Барановичей и Лиды. А в прошлом году участвовал в семинаре об особенностях анализа технических жидкостей, применяемых при эксплуатации двигателей Caterpillar, определении их качественных характеристик и принципах применения, а также по оптимизации интервалов замены. Полученная информация помогает в работе, когда к специалистам лаборатории приходят на анализ материалы во время ремонта лидских тепловозов ТМЭ3 с двигателями этой марки.
– На месте не стоим, постоянно совершенствуемся, – говорит Вячеслав Заболотин. – Все наши специалисты прошли обучение на дозиметристов, а также по охране труда. С каждым годом обновляется подвижной состав, поэтому мы должны быть компетентны в своей работе. Сейчас собираем группу для обучения на курсах в одном из институтов Беларуси, который готовит кадры для нефтебаз.

Юрий ФЕДОРЕНКО

Яндекс.Метрика