В руках – свой «пароход»
…2016 год. Польша. Город Явор. Чемпионат Европы по судомодельному спорту. До конца последней гонки – полторы минуты, а на счету у витебского железнодорожника Валерия Скворцова уже 23 круга.
За спиной – напряженные болельщики-земляки, они же – судомоделисты. Рядом – соперники из Германии, России, Украины, Чехии… Кажется, еще немного – и он абсолютный победитель. Но вдруг… «катер» останавливается. Группа поддержки подбадривает белоруса. А Валерий с досадой разводит руками… «Я уже сделать ничего не мог: ну надо же – сломался мотор», – вспоминает он. Впрочем, в итоге у него тоже высокий результат – второе место.
Валерий Скворцов – поездной электромеханик Витебского вагонного участка – свободное время проводит за любимым занятием в клубе «Судомодельный». Готовится к очередным соревнованиям и с охотой рассказывает о своем призовом месте на европейском чемпионате.
– Модель, на которой я завоевал серебро, – из класса FSR-О. Это уменьшенная копия больших спортивных лодок, – демонстрирует Валерий бело-красный образец. – Он принадлежит моему другу Диме Есюченко. Я же в данном классе выступал впервые. Задача была сделать как можно больше кругов за восемь минут. В другом классе – FSR-V – со своей моделью оказался в середине турнирной таблицы…
К слову, в этом же году на открытом чемпионате Беларуси по судомодельному спорту «Мотор-2016» витебский железнодорожник дважды завоевал серебро.
– Я никогда не зацикливался на победе, – говорит он. – Но стать призером, одним из лучших, конечно, приятно. На соревнованиях общаюсь с судомоделистами из других стран, вижу, как развивается спорт, и к чему самому нужно стремиться…
Словения, Италия, Норвегия, Венгрия, Германия… Валерий Скворцов собрал уже большой фотоархив, в котором запечатлены незабываемые моменты мировых чемпионатов по судомодельному спорту. Кстати, помнит он в деталях и свое первое «боевое» крещение: тогда чуть ли не полдня просидел в воде. Было это в конце 80-х, когда Валерий, еще школьником, отправился на соревнования в Минск с другом Дмитрием Есюченко. Он, к слову, годом ранее и привел моего собеседника в судомодельный кружок.
– Всесоюзный этап, людей много, а я ничего не умею, – говорит Валерий Валентинович. – Но друг подбодрил меня: «Не бойся, будешь механиком».
В мои «обязанности» входило заводить модель, а для этого нужно было зайти в воду выше пояса. Помню, прошло несколько заездов, сил никаких, ужасно замерз. А Дима просит: «Выручай, последний шанс…». В итоге этот круг нам помог получить хороший результат. На следующем соревновании я уже выступал в роли судьи.
По словам железнодорожника, это спорт для честных. Каждый моделист знает, каких усилий стоит построить «пароход» (так они называют модели), как всю душу вкладывают в свое увлечение.
К слову, судомоделизм – хобби не из дешевых: некоторые экземпляры владельцам обходятся в несколько тысяч долларов. «Синий бегемот», «Береза», «Дюймовочка» – «знакомит» Валерий с моделями. Каждая из них зарегистрирована в Белорусской федерации судомодельного спорта и имеет свой идентификационный номер, по которому владельца легко отыскать.
– К примеру, меня знают под 64-м, – расшифровывает он обозначения на корпусе своей желтой модели.
Судомодельный спорт – технический вид спорта, включающий проектирование и постройку моделей кораблей и судов для спортивных соревнований. Спортивные модели делятся на 36 классов. В основе деления – принципы классификации кораблей военно-морского и торгового флотов. В самоходных моделях используются микродвигатели – резиномеханические, инерционные, паровые, внутреннего сгорания, электрические, а также парус.
От четырех месяцев до года – немало времени уходит на то, чтобы полностью подготовить один «катер». Но Валерию Валентиновичу повезло: команда витебских судомоделистов сплоченная – еще со времен Морской школы, действовавшей при ДОСААФ, помогают друг другу. К слову, на соревнованиях гонщику не обойтись без механика: пока спортсмен напряженно следит за моделью, второй предостерегает, к примеру, от столкновений, за которые дисквалифицируют.
Одно из самых важных качеств любого «катера» – ходкость, то есть способность развивать наивысшую скорость. у современных моделей она достигает 200 км/ч. Скорость зависит и от мощности двигателя, и от формы кормы, и от отделки подводной части корпуса.
– Раньше модели гоночных катеров мастерили исключительно из самостоятельно разработанных корпусов. Теперь их покупаем у профессионалов и получаем лицензию на использование, – рассказывает моделист. – Вот корпус из углеродной ткани, выклеенный по технологии класса «Формулы-1». Днище выглядит абсолютно гладким, но это совершенно не так: есть мелкие выпуклые детали, которые не видны глазу, но помогают при движении…
Валерий Валентинович признается, что о судомодельном спорте может говорить часами. Не забросил он это увлечение ни в строительном училище, когда осваивал азы сразу нескольких профессий (каменщика, монтажника, газоэлектросварщика), ни 15 лет назад, когда пришел работать на железную дорогу. Вспоминает еще, как однажды с большим сожалением провожал друзей: они ехали в Минск на соревнования, а он – на службу в войска специального назначения. Увлечение Валерия Скворцова всегда поддерживали родители, тоже железнодорожники. Одобряет хобби мужа и супруга, а сын вместе с ним побывал на соревнованиях в Германии.
– Нужно немалое усердие, чтобы построить спортивный катер, – перебирая в руках мелкие детали, замечает мой собеседник.
Но кропотливый труд Валерия Скворцова не пугает: уже более десятка лет он ответственно следит за техническим состоянием поездов.
– На соревнованиях я, можно сказать, молодой гонщик. За сорок – это еще не предел: самому возрастному участнику на моей памяти 86 лет, – улыбается железнодорожник. – Ведь один раз попробовав, уже не оставишь этот спорт никогда.
Екатерина ОСОВСКАЯ