Не жалея добрых слов

Сегодня – Международный день пожилых людей. По традиции 1 октября поздравляют своих близких не только члены семьи. Особое внимание к представителям старшего поколения уделяют на предприятиях и в организациях Белорусской железной дороги. Праздничные концерты, встречи и другие мероприятия для работников дороги, ушедших на заслуженный отдых, пройдут в эти выходные во всех отделениях.

1…В приподнятом настроении встречает этот день и ветеран труда Анна Романова. Более 40 лет она работала в Минской дистанции сигнализации и связи, а после ухода на заслуженный отдых еще два десятилетия возглавляла ветеранскую организацию предприятия. Вот уже 26 лет Анна Владимировна является заместителем председателя совета ветеранов Минского железнодорожного узла. За многолетнюю активную общественную работу ей присвоено звание почетного председателя Белорусского общественного объединения ветеранов.
– Это моя первая помощница, очень ответственный человек, который никогда не откажет в помощи, – говорит председатель совета ветеранов Минского железнодорожного узла Анатолий Кривчик. – Она до сих пор является волонтером, по возможности навещает наших ветеранов, постоянно поддерживает с ними связь по телефону.
В уютной квартире Анны Владимировны собрались гости: коллеги из дистанции сигнализации и связи пришли поздравить ее с праздником. Но разговор то и дело прерывают телефонные звонки – Анна Владимировна до сих пор незаменимое звено в цепочке взаимопомощи ветеранской организации. Решив все вопросы, хозяйка приглашает к столу, где за чаем коллеги делятся новостями и обсуждают общие планы.
Анна Романова родилась в Минске в семье железнодорожников. Ее дедушка долгое время работал кондуктором. Отец Владимир Андреевич Немогай был главным бухгалтером в вагонном депо. После войны и мама трудилась на магистрали.
– Вначале жили на улице Ботанической, в районе теперешней Академии наук, а в 1937 году получили квартиру на Слонимской, сейчас в том месте улица Левкова, – делится воспоминаниями женщина. – Там мы прожили до 1941-го.
Детство Анны Владимировны опалила война. Хотя девочке было всего восемь, многие события память запечатлела на всю жизнь.
– Из Минска ушли в деревню под Руденском, где жили родственники мамы, – продолжает железнодорожница. – Когда в 1942 году там образовалась партизанская группа, отец ушел к ним связным. Но его «сдали» полицаи. Нас закрыли в доме, выбили окна и подожгли соломенную крышу. Огнем начал заниматься потолок, а каратели стояли под окнами с автоматами и не выпускали никого. Мы (а нас, детей, было пятеро) от страха прижались к отцу и готовились к худшему. Но неподалеку послышалась стрельба, и наши мучители засуетились. В тот момент нам и удалось выскочить из горящего дома и спрятаться. Значит, судьба нам жить!

Сегодня на учете в ветеранских организациях Белорусской железной дороги состоят 37 978 человек. Среди них 635 ветеранов Великой Отечественной войны, 1044 почетных железнодорожника. Регулярно проводится обследование социально-бытовых условий проживания ветеранов. Им оказывается медицинская и социальная помощь, к праздникам организовывается чествование на дому и материальная поддержка. Огромная работа проводится и в содружестве с Дорожной организацией Красного Креста. Одинокие и больные люди, нуждающиеся в уходе на дому, получают медицинскую, социальную и хозяйственно-бытовую помощь. В этой важной работе активно участвуют и представители отраслевого комитета ОО «БРСМ».

После войны семья вернулась в Минск, но оказалось, что в их квартире уже другие люди.
– Нам выделили жилье на Товарной, между локомотивным и вагонным депо. Это была комната с русской печью, а с обеих сторон дома ходили паровозы. Только и слышались команды: «Башмачник, три вагона на пятый путь!». Когда заканчивался рабочий день, нашим развлечением было катание на тележках, на которых подвозили материалы для ремонта вагонов. Правда, когда отец узнал, наказал нас всех…
В 1950-м 17-летняя Анна Романова пришла на железную дорогу. Трудилась телефонистом, затем бригадиром-телефонистом. Минской дистанции сигнализации и связи она отдала 43 года своей жизни. Профессионализм неоднократно подтверждала на профильных конкурсах, в том числе и в Москве, где стала лучшей на сети дорог СССР. Активно занималась общественной работой.
Анна Владимировна с мужем воспитали двух дочерей. Сейчас она живет вместе с внуком Николаем, который стал ее главной поддержкой и опорой.

Елена КРАВЕЦ

Яндекс.Метрика