Электрический импульс
Движение поездов на электротяге к 2020 году планируется организовать почти на 25% общей протяженности пути Белорусской железной дороги.
К этому времени предполагается реализовать два важных проекта. В настоящий момент протяженность электрифицированных железнодорожных линий в Беларуси – 1128,3 км, или 20,5%. В ближайшие четыре года их доля увеличится.
От столицы – по многим направлениям
Первый шаг к использованию электровозов и электропоездов в стране был сделан в 1963 году. Тогда состоялось открытие движения электропоездов на первом электрифицированном участке Минск – Олехновичи.
с 1963-го по 1983 год аналогичные проекты были реализованы на направлениях Брест – Минск – Орша – госграница и Молодечно – Минск – Осиповичи. На тот момент электрифицированные участки составляли около 900 км, или 16% от общей протяженности.
К этому вопросу вернулись лишь спустя почти 30 лет. В 2011 – 2013 годах была осуществлена электрификация участка Жлобин – Осиповичи в 107 км, а в последующие два года продвинулись еще на 86 км до Гомеля. Регулярное движение электропоездов по маршруту Минск – Жлобин организовали с октября 2013 года, а между столицей и Гомелем – с июня 2016-го.
Контактная подвеска на участке Гомель – Жлобин – Осиповичи выполнена с учетом основных технических требований к сети для скорости движения поездов до 160 км/ч.
Плоды импортозамещения
В ходе реализации проектов по электрификации участков Жлобин – Осиповичи и Гомель – Жлобин была проведена работа по импортозамещению закупаемых материалов, работ и услуг. Белорусские организации при выполнении таких заданий на участке Жлобин – Осиповичи оказали услуг и поставили материалов на сумму 27,2 млн. долларов (34,3% от общей стоимости), а от Гомеля до Жлобина – 47,5 млн. долларов (51,1%).
В Беларуси налажено производство поддерживающих конструкций контактной сети: железобетонных стоек опор контактной сети и фундаментов к ним, металлических ригелей жестких поперечин. Кроме того, организован выпуск оборудования для комплексной автоматизации тяговых подстанций.
Трансграничный интерес
Государственной программой развития транспортного комплекса Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы предусмотрена реализация инвестиционных проектов по электрификации участков Молодечно – Гудогай – госграница и Жлобин – Калинковичи – Барбаров. Реализация указанных проектов позволит увеличить протяженность электрифицированных железнодорожных линий до 1351 км, или до 24,6%.
Основные преимущества электрификации участков Белорусской железной дороги:
– сокращение эксплуатационных расходов дороги и снижение удельного расхода топлива,
– увеличение технической и маршрутной скорости движения грузовых и пассажирских поездов,
– повышение энергетической безопасности и снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу,
– повышение уровня деловой активности и качества обслуживания населения.
Электрификация участка Молодечно – Гудогай – госграница протяженностью 84 км стартовала в сентябре 2015 года и должна завершиться в 2017-м. Работу выполняют во взаимодействии с АО «Литовские железные дороги». Это – одна из составляющих проекта «Организация скоростного железнодорожного пассажирского сообщения между Минском и Вильнюсом».
Электрификацию однопутного участка Жлобин – Калинковичи – Барбаров в 139 км предполагается выполнить в 2018 – 2020 годах. Кроме этого, с железнодорожными администрациями сопредельных государств (Латвии, России, Украины) регулярно обсуждаются вопросы по электрификации общих направлений. Реализация совместных проектов возможна при условии их экономической эффективности.
Помимо электрификации новых направлений необходимо обновлять и развивать существующую инфраструктуру для обеспечения безопасности движения поездов и повышения скоростей движения, выполнять ремонтные программы и реализовывать инфраструктурные проекты.