«Мчатся шпалы под колеса…»

Семьдесят лет назад Николай Георгиевич Белый начал свой путь на железной дороге: после окончания школы устроился весовщиком на станцию Максатиха Калининской магистрали.

img_8353С тех пор он прошел немало ступенек служебной лестницы. Более 20 лет трудился заместителем начальника Барановичского отделения – главным ревизором по безопасности движения. Кавалер ордена «Знак Почета», почетный железнодорожник и сегодня живо интересуется жизнью магистрали.

– Железная дорога привлекла меня строгой дисциплиной и четкой организацией работы. Ведь здесь дважды не повторяют: если сказано, значит должно быть безусловно исполнено, – говорит Николай Георгиевич.
Несмотря на свои 88, он до сих пор собран, подтянут и дисциплинирован, следит за развитием магистрали и активно участвует в жизни ветеранской организации отделения.
Родился Николай Белый на Витебщине, в деревне Долгое Бешенковичского района. В 1932-м семья уехала в Россию, на родину матери Ефросиньи Егоровны. Детство и юность Николая Георгиевича прошли в Калининской (теперь Тверской) области, в районном центре Максатиха. Здесь он окончил 10 классов, после чего устроился на местную железнодорожную станцию весовщиком (так тогда называли приемосдатчиков груза и багажа). И окончательно понял, что свяжет свою жизнь только с железнодорожным транспортом.
В 1949-м Николай Белый поступил в ЛИИЖТ. За отличную учебу был удостоен персональной кировской стипендии, которая составляла 660 рублей, возглавлял профсоюзное бюро факультета. А при распределении выбрал Белорусскую магистраль.
– В Управлении дороги, несмотря на назначение в Брест, мне предложили поехать в Лунинец, на участковую станцию, дежурным по парку с окладом 600 рублей. И я согласился. Не испугал меня ни провинциальный город, ни зарплата, которая была меньше моей студенческой стипендии, – вспоминает Николай Георгиевич.
Уже через два года молодой специалист возглавил станцию Лунинец. И на этом посту проявил себя не только как толковый руководитель, но и талантливый инженер. По его инициативе в течение 1957 – 1958 годов на станции были установлены две осветительные мачты (по 16 прожекторов каждая), реконструирована нечетная горловина (со стороны станции Калинковичи), в частности, устранена негабаритность главного пути со смежным и создана возможность маневров с вытяжного на четырех путях парка одновременно с приемом или отправлением поездов.
Территорию станции с противоположной вокзалу стороны обнесли двухметровым забором. Построили добротные стрелочные посты. Все это сказалось на дисциплине и производительности труда. А по итогам работы в 1957 году коллектив станции стал победителем в соревновании Министерства путей сообщения.
В 1958-м Николая Белого перевели в аппарат отделения дороги. Трудился заместителем начальника отдела движения, грузовой и пассажирской работы, начальником технического сектора, ревизором, а затем и главным ревизором отделения по безопасности движения. За это время по его инициативе был реализован ряд проектов и взято на вооружение немало передовых технологий.
Внедрение тепловозной тяги, вызвавшее увеличение веса и длины грузовых поездов, требовало проведения массового удлинения приемоотправочных путей, в первую очередь на промежуточных станциях. И проводилось вначале на грузонапряженном направлении Лунинец – Барановичи – Лида – Беняконе, а затем на остальных участках.
В 1963 – 1964 годах по предложению Николая Белого была изменена технология обслуживания промежуточных грузовых станций на участках Барановичи – Волковыск – Гродно – Лида. Здесь курсировали только сборные поезда. Их количество было значительно сокращено без ущерба для работы промежуточных станций. В результате таких изменений в отделении повысилась участковая скорость. Одновременно на станциях Лунинец, Волковыск, Гродно внедрили внутристанционное диспетчерское командование.
В 1967 году по инициативе Николая Георгиевича инженер станции Гродно спроектировал и построил сортировочную полугорку. Впоследствии такие же горки малой мощности возвели на станциях Лунинец, Лида, Волковыск.
Это лишь небольшая часть плодотворной работы человека, посвятившего себя магистрали. И сегодня, оглядываясь назад, Николай Георгиевич сожалеет, что не удавалось в те годы больше времени проводить с близкими. Со своей будущей супругой Кларой Мешковой он познакомился, еще работая в Лунинце. Там же родилась и старшая дочь Лилия. Затем в семье появилась младшая Ольга.
– В семь утра я уже был на работе, а возвращался порой после десяти вечера, – вспоминает ветеран. – Дочери с детства росли самостоятельными и не доставляли больших хлопот. Лилия окончила энергетический факультет политехнического института, а Ольга – институт народного хозяйства.
Чтение классической литературы, в том числе поэзии – одно из увлечений Николая Белого. Он пишет и сам. Немало строк посвящено железной дороге:

Мчатся шпалы под колеса,
Свищет ветер за окном,
Стелет травы по откосу,
Дым клубится серебром.
Мчится поезд на свиданье…

Это стихотворение было написано в далеком 1970-м. А вот это – спустя 40 лет, в 2010-м:

Теперь уже не мчатся шпалы,
И по-иному стук колес,
Не свищет ветер, как бывало…
Стоит в музее паровоз.

Невольно строки вызывают ассоциации и с человеческими судьбами. Но, глядя на военную выправку Николая Георгиевича, ощущаешь, что его место отнюдь не на запасном пути.

Елена КРАВЕЦ

Яндекс.Метрика