Ставка на эффективность

Состояние и перспективы развития пассажирских перевозок в нашей стране обсудили на тематической конференции, прошедшей в Футбольном манеже столицы в рамках Х Белорусского транспортно-логистического конгресса. Помимо отечественных специалистов в форуме также приняли участие их коллеги из Литвы, Латвии, России, представители международных профильных организаций.

til-2016_9052-netОткрыл мероприятие заместитель министра транспорта и коммуникаций Александр Шишко. Главной целью форума он назвал выработку механизма совершенствования отрасли, соответствующей законодательной базы.
– Необходимо принципиально изменить подходы к развитию пассажирского транспорта, – заявил Александр Алексеевич. – Я не буду говорить о том, какое значение он имеет в нашей стране. Но отмечу, что благодаря вам, сидящим в этом зале, удалось сохранить пассажирские перевозки в том виде, в каком они существуют сегодня.
Чтобы добиться результатов и решить задачи, стоящие перед отраслью, нужно научиться успешно работать в современных рыночных условиях, определить пути взаимодействия перевозчиков разных форм собственности, а также развивать новые направления, такие как создание системы операторства, более совершенных механизмов оплаты за выполненную транспортную работу и т. д.
Сейчас, как никогда ранее, ставка должна делаться на эффективность. Глава государства поставил задачу снизить расходы, связанные с оказанием транспортных услуг. А выполнить ее, по словам Александра Шишко, можно благодаря увеличению скоростей, эффективному использованию подвижного состава, совершенствованию маршрутной сети. И здесь очень полезно будет изучить опыт Прибалтики и Германии.
– Привлекать пассажира необходимо комфортом, скоростью сообщения и развитием сопутствующих услуг, – заявил заместитель министра. – Но при этом нельзя упускать из виду такой важный фактор, как сохранение рабочих мест. Мы должны сделать работу транспорта более эффективной. В том числе за счет совершенствования нормативной базы. Трудности будут, но не надо бояться делать шаг. Если мы все будем настроены на результат, значит все получится.
С анализа проблем, накопившихся в отрасли, начала свое выступление о перспективах развития пассажирских перевозок заместитель начальника управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Анастасия Семашко. В частности, она отметила снижение спроса на услуги городского и электрического транспорта. Причинами стало сокращение численности занятого населения, развитие торговли, здравоохранения, бытового обслуживания, системы средств электронной связи, особенно в сельской местности.
– Принято считать, что на снижение спроса также повлияло увеличение числа личных автомобилей, – сказала Анастасия Андреевна. – Но, по нашему мнению, это обусловлено низкой скоростью движения транспортных средств и тем, что улично-дорожная сеть не рассчитана на все возрастающее их количество. К решению проблемы мы намерены подходить комплексно, в том числе развивая транспорт общего пользования, стимулируя население к сокращению частоты использования личных автомобилей.
til-2016_8537-netЕще одним негативным фактором, сдерживающим развитие перевозок, является то, что затраты, которые несут перевозчики (городские и пригородные) не в полной мере возмещаются собственными доходами и субсидиями, выделяемыми из бюджета. Также весьма актуальными являются проблемы в области организации управления пассажирскими перевозками и конкуренция со стороны нелегальных перевозчиков.
– Решать проблемы нужно исходя из необходимости полного, своевременного и качественного удовлетворения потребности населения в перемещении, а также сохраняя безубыточную работу транспортных организаций, – суммировала Анастасия Семашко.
Любая организация, осуществляющая пассажирские перевозки, – представитель транспортного бизнеса.
И этот бизнес, несмотря на свою социальную значимость, должен быть эффективным. Свое видение того, как этого добиться, представил генеральный директор БелНИИТ «Транстехника» Андрей Королев.
По словам докладчика, пассажирский транспорт является важным элементом устойчивости экономических систем. Вместе с тем в данной сфере имеется ряд проблем, характерных не только для Беларуси, но и государств Европы и Азии. Однако глубинные причины их не всегда исследуются. Зачастую недостаточное внимание уделяется работе с препятствиями, не позволяющими перевозчику добиться более высоких результатов.
Андрей Валерьевич рассказал о разработанной его институтом методологии эффективного функциони-рования и развития пассажирского транспорта. Она представляет собой круг эффективности, состоящий из ряда элементов. Среди них – сегментирование потребителей транспортных услуг, оптимизация бизнес-процессов в рамках каждой отдельной организации и т. д.
Директор ЗАО «Штадлер Минск» Филипп Бруннер ознакомил участников мероприятия с инновационными решениями своей компании. С современным подвижным составом – трамваями, электропоездами, локомотивами, которые сегодня предлагаются потребителю.
Об организации пассажирских перевозок поездами городских линий рассказал начальник пассажирской службы Управления дороги Александр Захаревич. Он пояснил, что интенсивное развитие Минска, прилегающих к нему территорий и городов-спутников стало предпосылками для принятия инновационных решений по обеспечению потребностей населения столичного региона в транспортном обслуживании.
– Городу необходим был новый, комфортный и мобильный транспорт, способный связать его с ближайшей пригородной зоной и позволяющий расширить транспортную доступность для населения столицы, уменьшить нагрузку на дорожную сеть Минска и общественный транспорт с одной стороны, улучшить экологическую обстановку – с другой, – отметил выступающий. – Поэтому совместно с Мингорисполкомом был подготовлен проект по организации в Минске внутригородских железнодорожных перевозок пассажиров, который предполагал с минимальными затратами времени передвигаться и совершать пересадки на другие виды городского транспорта в пересадочных узлах. Документ предусматривал интеграцию в уже сложившуюся городскую среду и предоставление пассажирам возможности быстро и с высоким уровнем комфорта совершать поездки по желаемым маршрутам вне зависимости от внешних обстоятельств (погодные явления, автомобильные пробки в час пик и т. д.).
Александр Захаревич перечислил основные этапы реализации проекта, рассказал о проведении масштабной модернизации и реконструкции инфраструктуры, мерах по улучшению транспортной логистики, характеристиках современного подвижного состава – электропоездов компании Stadler Bussnang AG, их запуске по маршруту Минск – Беларусь, а также о росте популярности у пассажиров.
– В этом году исполнилось пять лет с момента начала курсирования поездов городских линий. За прошедший период городские железнодорожные перевозки приросли новыми направлениями – к Руденску и Смолевичам, прочно заняли свою нишу на транспортном рынке столицы. Они дали импульс развитию нового формата пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в Беларуси, – суммировал начальник службы.
Своими наработками в организации транспортного обслуживания населения поделились гости из стран Балтии и России. Также на конференции были рассмотрены вопросы партнерства государственных и частных транспортных предприятий, проанализирован международный опыт регулирования в области перевозок автомобилями-такси.

Инга МИНДАЛЁВА

Яндекс.Метрика