Качество плюс экономия
Модернизированный резец для обработки пятника внедрили рационализаторы Полоцкого вагонного депо. Такое новшество не только дало возможность улучшить условия труда, но и позволило значительно сэкономить на закупке расходных материалов.
– В нашей разработке ничего сложного нет, – демонстрирует ее один из авторов – мастер автоматно-заготовительного участка Алексей Литвин. – Раньше пятники грузовых вагонов обрабатывали на токарном станке с помощью четырех резцов, на каждом из которых была своя твердосплавная пластина, сменная или напаянная. И приобретение пластин требовало дополнительных затрат. Теперь же эту операцию мы легко выполним одним усовершенствованным резцом. На изготовленном из шестигранника резце при помощи болта крепится твердосплавная пластина RCMX 20 06 МО. Она имеет круглую форму, что позволяет использовать ее длительное время. При старой конструкции резца одной пластиной можно было обработать только один пятник, а сейчас – восемь. Мы нашли способ, как, не меняя резец, обтачивать пятник в четырех зонах.
Благодаря внедрению этого рацпредложения снизились расходы на покупку пластин: экономический эффект составил 4520 рублей. Над модернизацией резца трудились мастер Алексей Литвин, начальник технического отдела Николай Архангельский и фрезеровщик Андрей Иванов. К слову, эти железнодорожники уже давно работают в команде, и на их счету не одна полезная разработка. По итогам прошлого года решения этих специалистов достойно оценили на дорожном уровне: Николай и Алексей вышли в число лучших рационализаторов Белорусской железной дороги, Андрей стал лучшим молодым рационализатором.
И это неслучайно: работа действительно проделана немалая. К примеру, благодаря усовершенствованию опоры стенда УДП-2001 теперь можно испытывать колесные пары не только грузовых, но и пассажирских вагонов. Также полоцкие рационализаторы разработали приспособление для фрезеровки валика подъемника автосцепки. Оно позволяет модернизировать расцепной привод автосцепки при проведении капитально-восстановительного ремонта вагонов-цистерн для перевозки сжиженных углеводородных газов без закупки усовершенствованных валиков подъемника.
«Ноу-хау» полоцких вагонников представляет собой опорную плиту, которая фиксируется на фрезерном станке двумя крепежными болтами. Приспособление имеет специальные зажимы, позволяющие обрабатывать деталь с двух сторон. С таким новшеством железнодорожники могут модернизировать расцепной привод автосцепного устройства грузового вагона своими силами – без приобретения дополнительных запасных частей. Внедрив в производство свою разработку, предприятие сэкономило уже около 4 тыс. рублей.
Как приходят идеи к полоцким рационализаторам?
– Подсказывает сама работа, – раскрывает секрет Алексей Литвин. – Но придумать – это полдела, нужно еще проконтролировать, чтобы все функционировало исправно.
Сам Алексей Васильевич в депо с 2000 года. Пришел сюда слесарем, а последние три года он – мастер автоматно-заготовительного участка.
16 лет на предприятии работает и Николай Архангельский. Свою трудовую деятельность на железной дороге он начал с профессии машиниста моечных установок колесно-роликового участка. Но целеустремленность и умение справляться с любыми задачами помогли подняться вверх по карьерной лестнице. С июля этого года Николай Александрович – начальник технического отдела. К слову, он – представитель железнодорожной династии.
– Когда пришло время определяться с будущей профессией, без колебаний отдал предпочтение магистрали, – говорит рационализатор.
Свой отсчет династия берет еще с прадедушки Николая Александровича – начальника станции Арзамас. Слесарем по ремонту подвижного состава Арзамасского вагонного депо был дедушка, в честь которого, кстати, и назвали внука Николая. В Полоцком вагонном депо трудился отец Александр Николаевич – почетный железнодорожник. Бригадиром колесно-роликового участка работала и мать Анна Александровна – неоднократный победитель профессиональных конкурсов. Продолжает династию и брат Николая – инструктор депо.
Отлично влился в команду рационализаторов и фрезеровщик автоматно-заготовительного участка Андрей Иванов. Он – один из первых, кто на практике оценивает удобство новшеств.
– Над разработкой рацпредложений мы трудимся совместно, и каждый ответственно подходит к выполнению своего задания, – замечает Николай Архангельский. – Сейчас, к примеру, занимаемся приспособлением для фиксации роликовой буксы при сборке тележек на колесные пары грузового вагона. Оно поможет обезопасить работника от травмы.
От улучшения качества ремонтных работ до экономии ресурсов – местные кулибины помогают предприятию решить множество задач.
Екатерина ОСОВСКАЯ