МПЦ: на шаг дальше

Устройства электрической централизации с применением микропроцессорных технологий (МПЦ) ESA 11-ВС и электронной автоблокировки АВЕ-1-ВС заработали на железнодорожных станциях Савичи, Телуша и примыкающих к ним перегонах.

Заместитель начальника дистанции сигнализации и связи Виктор Буртын проверяет работу МПЦ

Заместитель начальника дистанции сигнализации и связи Виктор Буртын проверяет работу МПЦ

Пуск оборудования специалисты Осиповичской дистанции сигнализации и связи совместно с представителями Брестского электротехнического завода и РУП «Белтрансавтоматика» осуществили во время продолжительных технологических «окон», которые прошли здесь на минувшей неделе.

С самого утра на станции Савичи было многолюдно. Люди в спецодежде, со специальным инструментом и приборами в руках работали не только в релейной, но и в «поле»: проверяли рельсовые цепи, производили наладку микропроцессорной установки, настраивали новое оборудование с максимальной точностью.
Непосредственно пуску системы предшествовал большой объем подготовительных работ. На участке, охваченном очередным этапом строительства, расположены 27 стрелочных переводов, 5 железнодорожных переездов и 6 пешеходных переходов, десятки светофоров. На всем его протяжении уложен оптический кабель, установлены новые путевые коробки, сигнальные устройства. К слову, имеющиеся здесь пешеходные переходы в соответствии с требованиями технической документации были оборудованы звуковой и световой (двухцветной) сигнализацией. Ламповые маршрутные светофоры заменили на светодиодные, которые будут существенно ярче, особенно в условиях непогоды. Головки пешеходных светофоров ориентированы на две стороны, имеют два режима – красный и зеленый. Автомобильные сигнальные устройства на переездах снабжены лишь красным. Новые кабельные линии были проложены и внутри помещения станции.
Поэтому работы во время «окна» идут размеренно. Помогает и приобретенный ранее опыт: за несколько последних лет специалисты Осиповичской дистанции сигнализации и связи участвовали в пуске МПЦ на станциях Осиповичи-3, Татарка, Мирадино, Бобруйск и Березина.
– Пусконаладка новой системы управления движением поездов на станциях Савичи и Телуша происходит гораздо проще, чем ранее на ряде других станций в зоне нашей ответственности, – говорит начальник участка дистанции Павел Жук. – Ведь здесь не ведутся погрузка и выгрузка, нет подъездных путей, а значит меньше стрелочных переводов, сигнальных устройств и рельсовых цепей. Тем не менее станции расположены на участке с интенсивным движением как грузовых, так и пассажирских поездов, что повышает требования к их инфраструктуре.
Помимо пусконаладочных работ специалисты дистанции демонтировали старые сигнальные устройства. Отслужившие свой срок мачтовые и карликовые светофоры с помощью машин МПТ извлекли из земли и на железнодорожных платформах свезли в определенное место для последующей транспортировки на базу.

Дежурный по станции Татьяна Силич за выдачей путевой записки

Дежурный по станции Татьяна Силич за выдачей путевой записки

На станции Березина специалисты Брестского электротехнического завода также выполняли настройку программного обеспечения, чтобы увязать его с новым участком магистрали, оборудованным МПЦ и автоблокировкой.
– О необходимости модернизации электронных систем управления станциями спорить не приходится, – говорит начальник Осиповичской дистанции сигнализации и связи Сергей Антипов. – Многие из них устарели как морально, так и физически. Например, на участке между Осиповичами и Жлобином устройства СЦБ массово обновлялись более 30 лет назад. С каждым годом количество отказов только увеличивалось, росли и затраты на их содержание. Надеемся, что сейчас работать станет проще, особенно в части предупреждения и обнаружения возможных неисправностей.
Программно-аппаратные комплексы микропроцессорной централизации производства Брестского электротехнического завода также позволят повысить скоростной режим, увеличить пропускную способность на перегонах и станциях. Благодаря им появится возможность отслеживать действия машинистов локомотивов, дежурных по станции и других лиц, ответственных за движение поездов. Кроме этого, расширятся возможности для оперативного реагирования в случае возникновения неполадок оборудования.
К работе в новых условиях подготовились и движенцы. По словам начальника станции Савичи Галины Кричко, все дежурные прошли обучение по работе с МПЦ на компьютере. Уже через несколько дней старый пульт-табло будет демонтирован, а главную роль в управлении движением будут играть монитор и клавиатура.
Новое оборудование, в отличие от прежнего, занимает гораздо меньше места в релейной. Освободившиеся площади в перспективе можно будет перепрофилировать под зал ожидания или бытовые помещения для персонала станции.
Стоит особо отметить, что даже во время проведения таких значимых работ движение поездов по участку не остановилось. Их пропуск осуществляется посредством телефонной связи с выдачей путевых записок локомотивным бригадам.

Специалисты дистанции за регулировкой рельсовых цепей "в поле"

Специалисты дистанции за регулировкой рельсовых цепей в «поле»

– Конечно, работа в «окно» требует особой бдительности, – признается дежурный по станции Татьяна Силич. – Нужно следить не только за следованием состава «вслепую», но и за тем, что в это время происходит на путях, а также отслеживать посадку и высадку пассажиров, своевременно оповещать их о прибытии поезда на станцию. Работать с выключенными сигналами на пульте-табло доводилось и раньше, особенно часто, когда возводилась контактная сеть. И всегда я справлялась с поставленной задачей.
За день Татьяне Александровне в обоих направлениях предстоит пропустить более двух десятков поездов, среди которых есть и международные. А сколько их прошло перед глазами женщины более чем за четверть века ее работы на магистрали – не счесть. Начинала в свое время приемосдатчиком на станции Березина, была билетным кассиром. На станции Савичи трудится почти двадцать лет. Считает, что с МПЦ работать станет комфортнее, повысится безопасность движения. Так называемый человеческий фактор в данном случае сведен к минимуму: умная машина запоминает все действия дежурного по станции, электромехаников и других лиц, имеющих отношение к управлению движением.
В случае необходимости техника укажет на допущенную ошибку или возникшую неисправность устройств.
К концу первого дня пусконаладочные работы на станции Савичи были завершены. Специалисты переместились в сторону станции Телуша. А еще через день МПЦ и автоблокировку включили на всем отрезке магистрали. Некоторое время специалисты дистанции будут пристально наблюдать за работой всех устройств в «поле» и в релейной, регулировать, чтобы все в целом работало без сбоев.
Реализация очередного этапа проекта «Автоблокировка участка Осиповичи – Жлобин» стала еще одним шагом к внедрению современных систем управления движением поездов в Гомельском направлении, где в нынешнем году выполнили электрификацию пути и открыли движение на электротяге. К слову, работы по внедрению МПЦ уже вовсю ведутся на станциях Гомельского отделения. И осиповчане охотно делятся своим опытом с коллегами.

Андрей ИВУТЬ
Фото автора и из архива Осиповичской дистанции сигнализации и связи

Яндекс.Метрика