Взвешенный подход

Улучшение качества оказываемых услуг и расширение их перечня в соответствии с потребностями граждан, повышение доступности для населения, усиление транспортных связей между регионами и государствами, создание новых и совершенствование действующих технологий перевозок пассажиров, снижение совокупных транспортных издержек, в том числе за счет повышения эффективности организации перевозочного процесса, – эти и другие задачи призвана решить Программа развития перевозок пассажиров железнодорожным транспортом до 2020 года, проект которой рассмотрели участники технико-экономического совета Белорусской магистрали.

9С докладом выступил начальник профильной службы Управления дороги Александр Захаревич. Он напомнил, что в 2014 году на аналогичном заседании была одобрена Концепция развития перевозок пассажиров железнодорожным транспортом до 2020-го. В ее основе лежат ключевые направления совершенствования работы, а именно повышение скоростей и качества услуг, расширение онлайн-сервисов, внедрение современного моторвагонного подвижного состава и т. д. Предложенный для рассмотрения документ направлен на выполнение указанной Концепции, а также госпрограммы развития транспортного комплекса на 2016 – 2020 годы и в конечном итоге – на повышение эффективности пассажирского комплекса Белорусской магистрали. Руководитель службы отметил, что некоторые из перечисленных направлений деятельности уже реализуются в рамках совершенствования работы отрасли и сокращению издержек.

В современных непростых реалиях нельзя забывать и об экономике вопроса. Необходимо взвешенно подходить к принятию каждого решения, тщательно оценивать риски и перспективы, доходную и расходную части. Особенно непросто это сделать сегодня в сфере международных пассажирских перевозок, поскольку на данный рынок оказывают влияние множественные политические, экономические и социальные факторы, выходящие за пределы влияния железнодорожных администраций. Об этом участникам заседания напомнил начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов. В такой непростой ситуации нужно оценивать каждый маршрут как бизнес-проект с учетом доходности и быть уверенным в положительном результате, перед закупкой нового подвижного состава. Необходимо повышать экономическую эффективность пассажирских перевозок. В том числе за счет снижения прямых расходов. Чтобы быть конкурентоспособным, важно научиться реагировать на вызовы времени. Также на заседании Владимир Морозов коснулся темы реализации государственного социального стандарта для железнодорожного транспорта, отметив необходимость более детальной проработки данного вопроса. С учетом чувствительности пассажирских перевозок к внешним влияниям, оценивать их эффективность начальник дороги предложил каждые полгода. В завершение руководитель магистрали подчеркнул, что этот сегмент имеет большое социальное значение, о чем тоже нельзя забывать.

По словам Александра Анатольевича, применение инновационных подходов и технологий в организации движения поездов, прописанное в проекте, подразумевает совершенствование перевозочного процесса во всех видах сообщений. Международное предлагается организовывать на основе экономической целесообразности назначения поездов, с упором на формирование стабильной маршрутной сети. Реализация этого направления должна обеспечиваться с учетом существующих конкурентных видов транспорта, эффективного использования транзитного потенциала Беларуси, оптимизации расписания за счет повышения скоростей и др. Перспективными векторами развития Александр Захаревич назвал сохранение сообщений с Россией, Украиной, Литвой, Польшей.
Межрегиональные перевозки планируется осуществлять с учетом обеспечения стабильных прямых пассажиропотоков между Минском и областными центрами, а также между самими областными центрами, задействовав поезда бизнес- и экономкласса при оптимизации ночного межрегионального сообщения.
На Белорусской магистрали региональные и городские линии являются доминирующими в общем объеме железнодорожных перевозок (82,8%), что особенно ярко выражено на направлениях, прилегающих к Минскому железнодорожному узлу. С учетом этого формирование комплексной системы перевозок пассажиров в пригородной зоне столицы является приоритетной задачей.
Александр Анатольевич подчеркнул, что для реализации обозначенных векторов совершенствования перевозочного процесса, повышения уровня комфорта проезда пассажиров необходим современный моторвагонный подвижной состав, а также обновление парка вагонов локомотивной тяги в объемах, позволяющих сохранить конкурентные преимущества магистрали. Не менее важный фактор – внедрение перспективных инновационных решений для улучшения качества обслуживания: повышение уровня автоматизации оплаты и оформления проездных документов, совершенствование системы электронных продаж, развитие дистанционных каналов реализации транспортных услуг. Также он отметил потребность в развитии объектов пассажирской инфраструктуры, подробно остановился на теме совершенствования государственного регулирования пассажирских перевозок.
На заседании был рассмотрен вопрос создания на Белорусской магистрали базы по ремонту и обслуживанию дизель-поездов серии ДП. Участники приняли к сведению информацию руководителя службы локомотивного хозяйства Владимира Ожигина. Начальник дороги поставил задачу дополнить ее конкретными финансовыми расчетами. После чего будет принято окончательное решение.

Инга МИНДАЛЁВА

Яндекс.Метрика