Диагностика обезопасит от потерь

Застать на рабочем месте одновременно весь коллектив отдела технического диагностирования и испытаний объектов повышенной опасности Центра испытаний и технического аудита КТЦ – задача не из легких.

Начальник отдела Александр Романьков

Начальник отдела Александр Романьков

Каждую неделю его инженеры отправляются в командировки по всей стране. Эти специалисты – единственные на Белорусской железной дороге, кто проводит техническое диагностирование грузоподъемных кранов и сосудов, работающих под давлением.

Все больше предприятий обращаются к витебчанам за помощью. Не так давно, к примеру, Гомельский вагоностроительный завод. После завершившегося ремонта крановых установок на дрезинах ДГКу специалисты отдела проводят полное техническое освидетельствование. Без такой проверки кран к работе не допускается.
– У нас ответственная миссия: при техническом диагностировании грузоподъемных кранов и сосудов, работающих под давлением, вовремя выявить всевозможные дефекты, которые могут повлиять на безопасную эксплуатацию устройств, – рассказывает начальник отдела Александр Романьков. – По результатам каждой проверки составляется отчет. В нем отражаются все замечания и рекомендации по их устранению. Также мы определяем условия и сроки дальнейшего использования диагностируемого объекта.
Кроме того, специалисты отдела проводят дефектоскопию стальных канатов на предмет их дальнейшего использования, полное техническое освидетельствование грузоподъемных кранов и сосудов, работающих под давлением, включая наружный и внутренний осмотр, а также и гидравлические испытания, электрофизические измерения контура заземления подкрановых путей и сопротивление изоляции силовых линий грузоподъемных кранов.
– С начала года мы осуществили техническое диагностирование 452 грузоподъемных кранов и 116 сосудов, работающих под давлением. ТО прошли еще 78 таких сосудов, ПТО – 22 грузоподъемных крана. Была проведена дефектоскопия 47 стальных канатов, – говорит о выполненном плане Александр Николаевич и добавляет: – Мы постоянно востребованы. Конечно, заказать подобную диагностику можно и у сторонних специалистов, но это будет стоить немалых средств. К тому же мы, как одно из железнодорожных предприятий, заинтересованы в том, чтобы дорога функционировала исправно и с максимальной ответственностью подходим к выполнению своих обязанностей.

Инженер Александр Апёнок проводит измерение толщины металлоконструкции крана ультразвуковым толщиномером

Инженер Александр Апёнок проводит измерение толщины металлоконструкции крана ультразвуковым толщиномером

Идея создать на Белорусской магистрали лабораторию по обследованию грузоподъемных машин и других технических устройств возникла в еще 1999 году. Предпосылкой к этому стала необходимость диагностирования технических устройств, отработавших нормативный срок службы. Так, на базе Витебской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ (ныне «Витебскгрузсервис») открылась лаборатория, которая, к слову, на протяжении почти двух десятков лет пережила не одну реорганизацию. В 2000 году она была переименована в Дорожно-технический центр по комплексному обслуживанию объектов повышенной опасности (ДЦПО), в 2014-м – включена в состав Конструкторско-технического центра. С октября нынешнего года относится к Центру испытаний и технического аудита КТЦ.
Впрочем, какие бы перемены ни претерпевал отдел, с начала создания им неизменно руководит Александр Романьков, общий трудовой стаж которого на магистрали уже четыре десятка лет. Александр Николаевич вспоминает, что выбирая будущую профессию, с одной стороны, желал, чтобы она обязательна была связана со сложным оборудованием, с другой – хотел пойти по стопам родителей-железнодорожников.
– И очень рад, что задуманное осуществилось, – улыбается собеседник.
Окончив Витебский технологический институт легкой промышленности (ныне ВГТУ) и получив специальность инженера-механика, он пришел работать в локомотивное депо Витебск: сначала токарем, потом главным механиком. С 1999 года Александр Николаевич – начальник уникальной на магистрали лаборатории.
Изучить теоретическую базу, освоить необходимое оборудование, собрать вокруг себя надежный коллектив – у нового руководителя задач было много. Но со всеми ими он справился на «отлично». Неслучайно за свой профессионализм витебчанин не раз поощрен различными наградами. К слову, работа у начальника отдела далеко не кабинетная: он также часто выезжает на объекты и проводит диагностику, как его подчиненные. И признается, что делает это с удовольствием. Как, впрочем, и коллеги.
– Когда многие спрашивают, как я могу каждую неделю быть в разъездах, обычно отвечаю: «Не понимаю, как можно сидеть на одном месте!», – подключается к разговору только что вернувшийся из командировки в Могилевское вагонное депо заместитель начальника Андрей Купцевич.
У него в руках пять толстых папок. Это паспорта технических устройств, которые прошли диагностирование, – итоги двухдневной командировки.
– И это еще не все, остальное «досье» у коллеги, – заметив мое удивление, улыбается Андрей Юрьевич. – Всю проделанную работу надо оформить в технический отчет.
Как раз подготовкой документации и занимается ведущий инженер Сергей Соловьев: в последней командировке он проводил осмотр полоцких объектов.
– Благодаря работе у нас появилось много хороших контактов на железнодорожных предприятиях, – замечает он. – Коллеги потом еще не раз звонят, консультируются.
8Коллектив отдела небольшой – всего девять человек, и каждый, как говорится, на вес золота. Все специалисты с высшим образованием, причем большинство из них имеет сразу несколько квалификаций – эксперта по грузоподъемным кранам, по сосудам, работающим под давлением, и дефектоскописта по ультразвуковому, капиллярному и визуальному методам неразрушающего контроля. Ко всему прочему, ведущий инженер Дмитрий Роговский для работы с дефектоскопом стальных канатов «ИНТРОС» прошел подготовку в Москве. Это новейшее диагностическое оборудование позволяет определить дефекты внутреннего сечения дорогостоящих стальных канатов.
Есть здесь и свой главный рационализатор – Александр Гучков. Шаблоны для измерений блоков крюковой подвески, величины ходового колеса, износа зева крюка – среди его полезных изобретений. Александр Владимирович не забывает о самообразовании: постоянно читает профессиональную литературу, интересуется новинками.
Повышать уровень своих технических знаний – негласное правило специалистов отдела.
– Иначе нельзя, – подтверждает эти слова Людмила Рутченко, единственная женщина в коллективе.
Людмила Васильевна уже 15 лет курирует в отделе вопросы делопроизводства, но признается, что бумажная работа не наскучила, и она ни разу не пожалела о своем выборе. А творчества хватает и в свободное время: занимается танцами, увлекается квиллингом – исскуством создания из бумаги объемных композиций.
…За все время существования отдела не было допущено ни одной аварийной остановки диагностируемого оборудования. А это лучшее доказательство качественно выполненной работы его специалистами.

Екатерина ОСОВСКАЯ

Яндекс.Метрика