Оперативно и слаженно
Командно-штабное учение прошло на станции Минск-Сортировочный.
Его цель – проверка готовности органов управления, сил и средств для обеспечения непрерывности пассажирских и грузовых перевозок при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время. В ходе учений отработали последовательность действий всех предприятий и служб, задействованных в ликвидации.
Станция Минск-Сортировочный выбрана для этих целей неслучайно. Она крупнейшая в столичном узле и расположена в центре города. Кроме того, рядом автомобильные развязки и жилые районы.
Согласно сценарию, при проведении маневровых работ на 21-м пути сортировочного парка станции (возле помещения составителей поездов) в 8.45 из-за нарушения правил безопасности движения цистерна получила повреждение. Как следствие – происходит утечка аммиака в окружающую среду. Ситуация может усугубиться приближением циклона: ожидается сильный ветер, обильные осадки в виде дождя и града. В связи с угрозой возникновения ЧС председателем Мингорисполкома уже через два часа после происшествия принято решение о вводе режима «повышенной готовности».
Спустя три часа после произошедшего шквалистым ветром и поваленными в результате этого деревьями были повреждены и отключены линии автоблокировки и продольного электроснабжения на станции. Это привело к задержке движения пассажирских поездов.
…О случившемся составитель поездов сообщил маневровому диспетчеру, который, оценив ситуацию (степень опасности вагона и его содержимого), с помощью оператора при дежурном по станции извещает о произошедшем руководство станции, дежурного по отделению и других. Кроме того, по громкоговорящей связи предупреждает об опасности всех людей, находящихся на территории станции.
На маневрового диспетчера ложится целый ряд других оперативных действий: он дает заявку дежурному по отделению на вызов пожарного аварийно-спасательного поезда (ПАСП), организовывает оцепление опасной зоны работниками стрелковой команды, проводит аварийной бригаде инструктаж по технике безопасности с выдачей средств индивидуальной защиты, освобождает не менее трех путей вокруг места аварийной ситуации для вывода из опасной зоны вагонов на расстояние не менее 200 метров, проводит подачу ПАСП к месту ЧП.
Далее работами по локализации последствий ЧС руководит начальник станции Виталий Панюшенко, являющийся начальником гражданской обороны (ГО). Он дает команду своему заместителю – начальнику штаба ГО Анатолию Павлову на сбор комиссии по ЧС, в составе которой руководители всех предприятий Минского железнодорожного узла, а также некоторых предприятий дорожного подчинения.
После прибытия к поврежденной цистерне расчет ПАСП осаживает пары аммиака путем установки водяной завесы. Далее личный состав поезда в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и кожи путем наложения пластыря на трещину котла цистерны устраняет утечку груза.
После ликвидации опасности на место происшествия также в средствах индивидуальной защиты прибывает аварийная бригада в составе машиниста маневрового локомотива, составителя поездов и осмотрщика вагонов. Они производят перестановку цистерны на место перекачки.
В ликвидации последствий аварии задействованы ПАСП и гражданские формирования – санзвенья главного расчетного информационного центра, государственного предприятия «БТЛЦ», пункт выдачи средств индивидуальной защиты станции Минск-Пассажирский, противопожарное звено станции Минск-Сортировочный, пост радиационно-химического наблюдения дистанции сигнализации и связи. Понадобилась и помощь бригады экстренной медицинской помощи. В результате ЧС были «ранены» два работника станции. Они получили ожоги, а один к тому же и перелом руки.
Посредниками командно-штабного учения были начальник общетехнического отдела Минского отделения Эдуард Селих, ведущий инженер отдела Вячеслав Лейковский, представитель МЧС Октябрьского района столицы Виталий Данько.
– В целом все прошло оперативно, отработаны все заданные условия. Ход учения подробно обсужден на заседании комиссии по ЧС, – подытожил начальник штаба ГО объекта «Станция Минск-Сортировочный» Анатолий Павлов. – Такие мероприятия позволяют совершенствовать теоретические знания и практические навыки представителей разных профессий, задействованных в перевозочном процессе и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Ольга Николаева