По новому пути
Участок II главного пути протяженностью 2,2 км на перегоне Слуцк – Калий-3 уже в следующем месяце откроют для движения поездов.
Одним из последних штрихов перед сдачей объекта в постоянную эксплуатацию стала его «отделка» специальным комплексом железнодорожно-строительных путевых машин. Эти мероприятия были выполнены в ходе назначенных технологических «окон».
Строительство нового участка пути (от нечетной горловины станции Калий-3 в направлении Слуцка) ведется в рамках проекта по реализации мер охраны существующего участка железной дороги от влияния на него деятельности отечественного промышленного гиганта и основного эксплуататора этой ветви магистрали ОАО «Беларуськалий». И по заказу этого же предприятия.
Умные машины
Комплекс в составе трех машин – ВПР-09, скоростного планировщика балласта SSP-110-SW и динамического стабилизатора пути DGS-62 – произвел отделку балластной призмы и подготовил путь для обкатки. К слову, благодаря комплексу, ее продолжительность заметно сократится, а установленную изначально скорость здесь можно будет повысить до 70 км/ч, что соответствует нормативу.
Чтобы обработать весь участок, понадобилась лишь пара часов. И это в условиях непогоды. После прохода «умных» машин путь заметно преобразился: балластная призма выровнена, межшпальные ящики заполнены необходимым количеством щебня, а все радиусы кривых приведены к заданным проектным отметкам.
– Ювелирная работа, – говорит директор генеральной подрядной организации ООО «Желдорремстрой» Владимир Чечет. – Использование комплекса позволило минимизировать ручной труд, сэкономить время при неизменном качестве строительных работ. Кроме того, трио из этих машин во время нынешних «окон» привело в порядок 1Б, 8-й и 9-й пути на станции Калий-1, где также недавно мы выполняли защиту существующих участков магистрали от подземных подработок.
Задел на перспективу
Новый путь спроектирован и построен с учетом ожидаемых величин оседания грунта по пикетам на участке железной дороги Слуцк – Солигорск, рассчитанных до 2024 года. В дальнейшем это позволит обслуживать и ремонтировать оба пути поочередно без полной остановки движения.
Такая перспектива не может не радовать и железнодорожников. По словам начальника объединенной станции Калий Александра Андреева, ежесуточно отсюда оправляется около 500 вагонов с минеральными удобрениями и 100 – 120 вагонов с технической солью – галитом. Причем погрузка из года в год растет.
Во главе угла – безопасность
Неоднократный подъем и выравнивание рельсошпальной решетки при помощи щебня привели к значительному увеличению балластного слоя под шпалами, чрезмерному давлению на земляное полотно проходящих составов, его выдавливанию и деформации. Основной путь нуждался в капитальном ремонте.
Однако ежедневно по этой ветви проходит несколько десятков грузовых и пассажирских поездов. Закрытие перегона на продолжительное время привело бы к существенным финансовым потерям «Беларуськалия» и Белорусской железной дороги. Поэтому оптимальным было признано возведение второго пути в том месте, где железнодорожное полотно подвержено наибольшему воздействию ведущихся под землей работ. Соответствующее решение подготовили специалисты «Минского Промтранспроекта». Воплощать задуманное взялось ООО «Желдорремстрой».
С задачей справились
– Когда два года назад мы начинали работать над проектом, то понимали весь груз возложенной на нас отвественности. Ведь пришлось решать задачи, которые могут отразиться на деловой репутации не только самого «Беларуськалия», но и всей страны, – продолжает Владимир Чечет. – Выбрали себе надежных субподрядчиков, организовали процесс. При этом тесно взаимодействовали с руководством предприятия-заказчика, службой пути Управления Белорусской железной дороги, Могилевским отделением, объединенной станцией Калий, осиповичскими дистанциями пути, сигнализации и связи, проектной организацией. Очень благодарны им за всестороннюю помощь и совместное оперативное решение порой возникавших в ходе строительства проблем.
А сделано за два года было немало. Выполнены временные меры охраны существующего железнодорожного пути на участке с 14-го по 17-й километр и водопропускной трубы на притоке реки Сивельги. Возведен участок второго железнодорожного пути и бермы с укреплением откосов для прокладки новых кабелей СЦБ и связи с 14-го километра до станции Калий-3, отремонтирован существующий и построен новый железнодорожный мост через Сивельгу, удлинены водопропускные конструкции через приток этой реки, уложены стрелочные переводы в горловине станции и многое другое.
Неоднократно в ходе строительства в проект вносились изменения, призванные повысить безопасность движения поездов на всем участке. Так, специалисты приняли решение уложить дополнительный тупиковый путь в районе примыкания нового 103-го пути к 101-му. Для этого пришлось возвести насыпь, перенести с десяток опор высоковольтной линии электропередачи, удлинить кабельную канализацию. Работы производились ПМК №9 ОАО «Солигорскводстрой» и ООО «Сельэнергомонтаж» и ЗАО «БелТрансТелеком». Помимо основной, вместе с работниками Осиповичской дистанции пути выполнена врезка дополнительной стрелки. Их коллеги из дистанции сигнализации и связи подключили устройства СЦБ.
– Привлечение на объект специального отделочного комплекса железнодорожно-строительных машин Центра механизации путевых работ Белорусской было крайне необходимо, – присоединяется к беседе главный инженер «Желдорремстроя» Дмитрий Спресов. – Ведь эти машины способны выполнить несколько технологических операций за относительно короткий промежуток времени, что очень важно в условиях интенсивного движения поездов. Во время этих работ не пришлось вносить серьезных изменений в график отправления составов со станции Калий-3 – достаточно было грамотно использовать имеющиеся интервалы в движении.
Продолжая сотрудничество
С открытием участка нового пути для движения поездов сотрудничество ООО «Желдорремстрой» с ОАО «Беларуськалий» и Белорусской железной дорогой не заканчивается. В скором времени строители капитально отремонтируют основной путь – балластную призму на нем приведут в соответствие с требованиями мер безопасности для движения поездов, обновят существующие мост и часть водопропускных сооружений.
Своей очереди на реконструкцию ожидает и главная станция узла – Калий-3. Предполагается, что ее приемоотправочные пути станут длиннее на 400 – 450 метров.
Андрей ИВУТЬ