Во всем – порядок
Игорь Гур трудится осмотрщиком-ремонтником в Осиповичском вагонном депо шестнадцать лет. По железнодорожным меркам – не так уж много. Но за это время он получил самый высокий, шестой разряд по своей специальности, заслужил уважение руководства предприятия и коллег. А недавно был отмечен Почетной грамотой Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси.
С выбором профессии в свое время Игорь Павлович определился благодаря совету отца, который почти четверть века посвятил магистрали. Юноша окончил техническое училище в родном Слуцке, и, получив диплом, постучал в двери пункта технического обслуживания вагонов на местной железнодорожной станции. Молодого человека приняли сначала учеником слесаря, а позже самому доверили выявлять неисправности грузовых и пассажирских вагонов. Тонкости работы постигал и благодаря советам опытных наставников, быстро рос в профессиональном плане.
– Осмотрщик – это своего рода врач-диагност, который должен выяснить, чем «болен» вагон и определить его общее техническое состояние, – говорит мой собеседник. – Для того чтобы найти неисправности, особенно скрытые, требуется большая внимательность и наблюдательность. Очень важно уметь видеть даже незначительные симптомы, которые сигнализируют о поломке.
После остановки поезда группа осмотрщиков-ремонтников, как правило, начинает его обследование с противоположных концов, причем идут они с обеих сторон состава. Чтобы не оставить без внимания отдельные вагоны или узлы, действия каждого члена бригады должны быть согласованы с коллегами. В последние годы Игорь Павлович исполняет обязанности и старшего смены, что только добавляет ответственности его работе.
Большое внимание уделяется и встрече поезда с «ходу». Опытный специалист по звуку может определить наиболее часто встречающиеся дефекты на поверхности катания колесной пары – навары, выщербины, ползуны. О неисправностях также «подскажет» звук постукивания молотка, с помощью которого осмотрщики-ремонтники исследуют буксовый узел.
Благодаря различным шаблонам специалисты выполняют замеры выявленных дефектов. В этом деле глаз должен быть наметан, да и знания необходимы. У каждого поезда, в зависимости от скорости его движения, есть свои нормы по отбраковке деталей. И такие требования нужно строго соблюдать. Вагоны с неисправностями, которые невозможно устранить на месте, отцепляются в ремонт.
Свое мастерство работники совершенствуют на технических занятиях, где изучают телеграммы по безопасности движения, разбирают ошибки, допущенные на других ПТО. Процесс обучения и повышения квалификации здесь непрерывный.
– Ежесуточно через станцию Слуцк в обоих направлениях следует 800 – 1000 вагонов, – продолжает Игорь Павлович. – Основная их часть (около 85%) – подвижной состав собственности ОАО «Беларуськалий», перевозящий сыпучие и агрессивные грузы. При такой транспортировке повреждаются элементы запорных устройств минераловозов, раньше времени проявляется коррозия металла. Конечно, в своем подразделении обо всех этих особенностях мы знаем, но не меньше внимания уделяем и другим возможным дефектам. Как результат – из года в год заметное уменьшение числа случаев выявления скрытых неисправностей нашими коллегами на соседних ПТО.
Работа осмотрщика-ремонтника предполагает как дневные, так и ночные смены. К такому графику родные Игоря Гура уже давно привыкли. Дома его всегда ждут жена и две дочери. Для них он старается быть лучшим мужем и отцом. Любит, чтобы во всем был порядок. Поэтому ремонт, уход за приусадебным участком и другие хлопоты по хозяйству – его прерогатива.
Андрей ИВУТЬ